Старовая Ольга Викторовна
Мастер-класс «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 24 г. Благовещенска»
Мастер-класс
для педагогов ДОУ
по теме
«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса детей при ознакомлении с неживой природой»
Старовая Ольга Викторовна
Квалификация первая категория
г. Благовещенск
Прежде чем давать знания, надо
Публикация «Мастер-класс „Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой“» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинсий
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Так что же такое экспериментирование?
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей, а также развивает речь.
Цель:
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Познавательные :
Расширение и систематизация элементарных и экологических представлений детей
Формирование навыков постановки элементарных опытов и умений делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Рекомендации педагогам по работе над опытом и экспериментом
1. Изучить тематику экспериментальной деятельности.
2. При составлении совместного плана работы по экспериментальной деятельности с детьми надо поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой экспериментальной деятельности поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над опытом.
8. В ходе работы над экспериментальной деятельностью создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творческий подход к реализации экспериментальной деятельностью; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над экспериментальной деятельностью, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
12. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность : она порождает потребность в исследовании.
13. Учить детей действовать самостоятельно. Избегать прямых инструкций. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
14. Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно.
15. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
16. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительна оценка для него важнее всего.
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций
Практикум с воспитателями
1. Дидактическая игра «Покажи жестом одно из природных явлений»
Предложить придумать четыре разных жеста, которые будут напоминать землю, воздух, воду и огонь.
Это можно сделать, комментируя такие фразы:
- мы ходим по … (земле)
- мы пьём… (воду)
- бросить дрова в … (огонь)
- в лесу чистый … (воздух) и т. д.
Надо отвечать жестами.
2. Показ опытов:
- с водой:
- «Цветы лотоса» Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются (бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)
- «Куда делись чернила? Превращение» В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах (уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
- со свечой:
- горит свеча, очень быстро и кратковременно внесем в её пламя плотный картон. Что образовалось на картоне. (копоть, свеча коптит)
- возьмем аккуратно свечу и немного наклоним, подержим её над тазом с водой. (жидкий парафин капает в воду, в ней он застывает, и получаются разные фигурки). Предложить составить небольшую историю о волшебном превращении парафиновой капельки и нарисовать об этом сказочный рисунок.
- с камнями:
- возьмем кусочек гранита и окатыш керамзита, сравним их по массе. Затем опустим одновременно в таз с водой. Что произошло с каждым из них? Почему? (в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет).
- каким камешком лучше всего рисовать на фанерке? Пробуем мелом, углем, графитом кремнем.
Разминка «Вспомни сказку»
Вспомнить известные сказки, в которых говорится о камнях.
(«Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник изумрудного города», Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Гарри Потер» и др.)
3. Тренинг
4. «Творческая мастерская»
Жеребьёвка по цвету
Воспитатели делятся на две команды.
Первая команда «творит» с окрашенным в разные цвета песком – составление пейзажа
Вторая с камнями – волшебные превращение камней
Продолжительность подготовки проекта - 15 мин
Затем защита своего проекта – 5 мин