Получи документы

Развитие памяти у детей подготовительной группы с нарушением зрения посредством дидактических игр

Полина Канова
Развитие памяти у детей подготовительной группы с нарушением зрения посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: признавая важность деятельности педагогов ДОО, направленной на развитие памяти у детей подготовительной группы для дальнейшего обучения и социализации личности, автор статьи даёт определение этой психофизиологической характеристике ребёнка, приводит примеры различных классификаций памяти, останавливается на самом процессе постепенного развития памяти у детей с нарушениями зрения. В работе уделено внимание методикам развития памяти у дошкольников с нарушениями зрения, их действенности и целесообразности.

Публикация «Развитие памяти у детей подготовительной группы с нарушением зрения посредством дидактических игр» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольное образование, память, дошкольный возраст, дидактические игры,

Период дошкольного возраста – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, интеллектуальные способности, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка.

Память в детском возрасте, является одной из основных, центральных, психических функций. С точки зрения психического развития : не мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка.

Представители деятельностного подхода Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев внесли значительный вклад в изучение памяти дошкольников и в своих научных трудах обосновывали необходимость учета специфики дошкольного возраста при ее развитии.

В ряде научных исследований показано, что память является одним из ведущих психических процессов в период дошкольного и младшего школьного возраста. Память имеет особенно важное значение для интеллектуального развития дошкольников, обуславливает накопление и расширение опыта. Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития памяти ребенка (Д. Б. Эльконин). Исследователи памяти подчеркивали ее ведущую роль у детей подготовительной к школе группе, как функции способной к накоплению опыта, создающей возможности для обучения в школе (Л. С. Выготский, П. И. Зинченко и др.).

Для детей с нарушениями зрения характерны некоторые особенности процесса запоминания того или иного материала, например, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления. Слепые и слабовидящие дети испытывают трудности в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация. Но, не смотря на недостаточный уровень развития логической памяти, у детей с нарушенными зрительными функциями запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает успешнее, чем материал, не связанный смысловыми отношениями.

В процессе учебной работы с дошкольниками важно учитывать специфику памяти детей. Во-первых, необходимо установить какой тип памяти характерен для каждого ребенка. Это можно сделать на основе использования методики «Узнавания фигур» (рисунок 1) А. Н. Бернштейна, теста «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии и теста «Запомни фразы». Во вторых, воспитателю следует обратить внимание на развитие других типов памяти, что поможет ребенку полнее использовать свои возможности.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида», в исследовании принимали участие 16 детей в возрасте 6-7 лет с нарушениями зрения : гиперметропия, сходящееся монолатеральное левостороннее косоглазие, непостоянное сходящееся косоглазие, сходящееся монолатеральное косоглазие, оперированное паралитическое косоглазие, глазо – кожный альбинизм, нистагм, частичная атрофия зрительного нерва.

Целью исследования являлось: выявить уровень зрительной, слуховой и смысловой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Ниже вы можете ознакомиться с результатами изучения у детей подготовительной группы.

Результаты изучения уровня развития кратковременной зрительной памяти при воспроизведении предметных картинок у детей подготовительной группы с нарушениями зрения (на группу в целом, в процентном соотношении)

Уровень развития Количество детей %

Высокий 2 13%

Средний 9 31%

Низкий 5 56%

Исходя из результатов можно сделать вывод, что больше 50% детей подготовительной группы имеют низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти при воспроизведении предметных картинок

.

Результаты изучения уровня развития кратковременной зрительной памяти при воспроизведении символических фигур у детей подготовительной группы с нарушениями зрения (на группу в целом, в процентном соотношении)

Уровень развития Количество детей %

Высокий 3 19%

Средний 5 31%

Низкий 8 50%

Исходя из результатов можно сделать вывод, что 50% детей подготовительной группы имеют низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти при воспроизведении символических фигур.

Результаты изучения уровня развития кратковременной слуховой памяти у детей подготовительной группы с нарушениями зрения (на группу в целом, в процентном соотношении)

Уровень развития Количество детей %

Высокий 2 12%

Средний 7 44%

Низкий 7 44%

Исходя из результатов можно сделать вывод, что большая часть детей подготовительной группы имеют средний и выше среднего уровень развития кратковременной слуховой памяти.

Результаты изучения уровня развития смысловой памяти у детей подготовительной группы с нарушениями зрения (на группу в целом, в процентном соотношении)

Уровень развития Количество детей %

Высокий 2 12%

Средний 7 44%

Низкий 7 44%

Исходя из результатов можно сделать вывод, что большая часть детей подготовительной группы имеют средний и выше среднего уровень развития смысловой памяти.

По итогам изучения уровня кратковременной зрительной, слуховой и смысловой памяти можно сделать вывод, что детям легче дается воспроизводить символические фигуры, они ищут в них ассоциации, слуховая и смысловая память у большей половины группы находится на низком уровне.

Список литературы:

1. Батенева Е. В. Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-metod-razvitiya-proizvolnoy-pamyati-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=ldh67fxsh296240312

2. Орусбаева Т. А. Об особенностях развития ребенка с нарушением зрения https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-razvitiya-rebenka-s-narusheniem-zreniya?ysclid=ldj6dhkow7479826277

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игрИнтеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Конспект НОД для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе «Путешествие в космические дали»Конспект НОД для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе «Путешествие в космические дали» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Правила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группыПравила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группы Цель: обучение правилам пользования очками. Задачи: • способствовать получению опыта познания возможностей глаз и знаний о функциональном.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти у детей подготовительной группы с нарушением зрения посредством дидактических игр
Опубликовано: 31 января 2023 в 20:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие памяти у детей подготовительной группы с нарушением зрения посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Полина Канова (УИ 2502579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД