Полина Канова
Развитие памяти у детей подготовительной группы с нарушением зрения посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: признавая важность деятельности педагогов ДОО, направленной на развитие памяти у детей подготовительной группы для дальнейшего обучения и социализации личности, автор статьи даёт определение этой психофизиологической характеристике ребёнка, приводит примеры различных классификаций памяти, останавливается на самом процессе постепенного развития памяти у детей с нарушениями зрения. В работе уделено внимание методикам развития памяти у дошкольников с нарушениями зрения, их действенности и целесообразности.
Публикация «Развитие памяти у детей подготовительной группы с нарушением зрения посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: дошкольное образование, память, дошкольный возраст, дидактические игры,
Период дошкольного возраста – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, интеллектуальные способности, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка.
Память в детском возрасте, является одной из основных, центральных, психических функций. С точки зрения психического развития : не мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка.
Представители деятельностного подхода Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев внесли значительный вклад в изучение памяти дошкольников и в своих научных трудах обосновывали необходимость учета специфики дошкольного возраста при ее развитии.
В ряде научных исследований показано, что память является одним из ведущих психических процессов в период дошкольного и младшего школьного возраста. Память имеет особенно важное значение для интеллектуального развития дошкольников, обуславливает накопление и расширение опыта. Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития памяти ребенка (Д. Б. Эльконин). Исследователи памяти подчеркивали ее ведущую роль у детей подготовительной к школе группе, как функции способной к накоплению опыта, создающей возможности для обучения в школе (Л. С. Выготский, П. И. Зинченко и др.).
Для детей с нарушениями зрения характерны некоторые особенности процесса запоминания того или иного материала, например, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления. Слепые и слабовидящие дети испытывают трудности в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация. Но, не смотря на недостаточный уровень развития логической памяти, у детей с нарушенными зрительными функциями запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает успешнее, чем материал, не связанный смысловыми отношениями.
В процессе учебной работы с дошкольниками важно учитывать специфику памяти детей. Во-первых, необходимо установить какой тип памяти характерен для каждого ребенка. Это можно сделать на основе использования методики «Узнавания фигур» (рисунок 1) А. Н. Бернштейна, теста «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии и теста «Запомни фразы». Во вторых, воспитателю следует обратить внимание на развитие других типов памяти, что поможет ребенку полнее использовать свои возможности.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида», в исследовании принимали участие 16 детей в возрасте 6-7 лет с нарушениями зрения : гиперметропия, сходящееся монолатеральное левостороннее косоглазие, непостоянное сходящееся косоглазие, сходящееся монолатеральное косоглазие, оперированное паралитическое косоглазие, глазо – кожный альбинизм, нистагм, частичная атрофия зрительного нерва.
Целью исследования являлось: выявить уровень зрительной, слуховой и смысловой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Ниже вы можете ознакомиться с результатами изучения у детей подготовительной группы.
Результаты изучения уровня развития кратковременной зрительной памяти при воспроизведении предметных картинок у детей подготовительной группы с нарушениями зрения (на группу в целом, в процентном соотношении)
Уровень развития Количество детей %
Высокий 2 13%
Средний 9 31%
Низкий 5 56%
Исходя из результатов можно сделать вывод, что больше 50% детей подготовительной группы имеют низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти при воспроизведении предметных картинок
.
Результаты изучения уровня развития кратковременной зрительной памяти при воспроизведении символических фигур у детей подготовительной группы с нарушениями зрения (на группу в целом, в процентном соотношении)
Уровень развития Количество детей %
Высокий 3 19%
Средний 5 31%
Низкий 8 50%
Исходя из результатов можно сделать вывод, что 50% детей подготовительной группы имеют низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти при воспроизведении символических фигур.
Результаты изучения уровня развития кратковременной слуховой памяти у детей подготовительной группы с нарушениями зрения (на группу в целом, в процентном соотношении)
Уровень развития Количество детей %
Высокий 2 12%
Средний 7 44%
Низкий 7 44%
Исходя из результатов можно сделать вывод, что большая часть детей подготовительной группы имеют средний и выше среднего уровень развития кратковременной слуховой памяти.
Результаты изучения уровня развития смысловой памяти у детей подготовительной группы с нарушениями зрения (на группу в целом, в процентном соотношении)
Уровень развития Количество детей %
Высокий 2 12%
Средний 7 44%
Низкий 7 44%
Исходя из результатов можно сделать вывод, что большая часть детей подготовительной группы имеют средний и выше среднего уровень развития смысловой памяти.
По итогам изучения уровня кратковременной зрительной, слуховой и смысловой памяти можно сделать вывод, что детям легче дается воспроизводить символические фигуры, они ищут в них ассоциации, слуховая и смысловая память у большей половины группы находится на низком уровне.
Список литературы:
1. Батенева Е. В. Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-metod-razvitiya-proizvolnoy-pamyati-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=ldh67fxsh296240312
2. Орусбаева Т. А. Об особенностях развития ребенка с нарушением зрения https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-razvitiya-rebenka-s-narusheniem-zreniya?ysclid=ldj6dhkow7479826277