Папки-передвижки

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

Титарева Наталья
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей c нарушением зрения является проблема ориентировки в пространстве и мобильности. Эта тема является более значимой, так как потеря или снижение зрения вызывает у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности: познавательной, образовательной, двигательной, трудовой.

Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Научные исследования предметных представлений у дошкольников с косоглазием и амблиопией (Б. К. Тупоногов, Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, В. З. Денискина) подтверждены практикой дефектологов

Провела собственные исследования состояния зрительных представлений у детей с патологией зрения, используя диагностические методики, разработанные Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной и другими авторами, с некоторой их модификацией. В своих исследованиях я убедилась, что дети с нарушениями зрения спонтанно не овладевают ориентировочными навыками, а лишь поэтапно при комплексном подходе решении актуальных проблем.

На занятиях по обучению пространственной ориентировки с дошкольниками со зрительной патологией решались следующие задачи:

-развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

-формирование необходимых умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;

-развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке, обследовании);

-развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, неуверенности в своих силах, формирование интереса к данному виду деятельности).

Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях по пространственной ориентировке проводилась по нескольким направлениям:

1. Развитие мелкой моторики.

2 .Развитие осязательного восприятия пространства

3. Развитие слухового восприятия пространства.

4. Развитие обонятельного восприятия.

5. Развитие зрительного восприятия пространства.

6. Обучение ориентировке на своем теле.

7. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.

8. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.

Накопленный опыт в процессе самообразования позволил мне успешно решать актуальные проблемы коррекции ориентировочных навыков у моих воспитанников: формировать у детей алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, используя сохранные анализаторы.

Проводилось практическое применение теоретического материала по развитию ориентировочных навыков на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Для повышения эффективности воздействия использовала следующие пособия: натуральные объекты, игрушки-модели, макеты, схемы, звукоориентиры.

Результатом моей деятельности в данном направлении на первом этапе стали следующие достижения:

• составление цикла занятий по развитию микроориентировки ;

создание схем и макетов: «Город», «Дорога», Наш дом», «Огород» :

• оформление информационных материалов для родителей и педагогов.

Успешно реализуется преемственность коррекционно-педагогической работы с воспитателями. Так в разработанных мной конспектах коррекционных занятий есть разделы «предварительная работа» и «рекомендации воспитателям», в которых обозначены мероприятия, проводимые воспитателями по рекомендациям тифлопедагога.

Проводила консультации для педагогов:

- «Особенности развития ориентировочных навыков в макропространстве

у детей с нарушением зрения»

- «Формирование навыков микроориентировки у детей

с нарушением зрения»

- «Использование макетов по развитию ориентировочных навыков у детей с нарушением зрения»

Работа с родителями осуществлялась через устный коррекционный журнал: «Поможем нашим детям».

Проводила консультации для родителей:

- «Роль подвижных игр в развитии ориентировочных навыков у детей

с патологией зрения»

- «Графические игры как средство развития ориентировочных навыков

у детей с нарушением зрения»

Тематическая выставка: «Дорожная азбука»

Диагностическое обследование по развитию ориентировки в пространстве показало положительный эффект коррекционной работы на основе разработанного планирования с использованием новых коррекционных пособий в ходе тесного сотрудничества всех служб детского сада.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зренияФотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения. Ежегодно Всемирный день зрения.

Коррекционное занятие на ориентировку в пространстве «Мир аквариума» в подготовительной группе детей с нарушением зренияКоррекционное занятие на ориентировку в пространстве «Мир аквариума» в подготовительной группе детей с нарушением зрения Коррекционное занятие на ориентировку в пространстве «Мир аквариума» в подготовительной группе детей с нарушением зрения. Цель: расширение.

Коррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зренияКоррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зрения Цель: закрепление знаний о строении растений, развитие цветовосприятия. Задачи. - развивать зрительное восприятие; - развивать мелкую моторику;.

Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для детей с нарушением зрения средней группыКоррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для детей с нарушением зрения средней группы Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для дошкольников с нарушением зрения средней группы. Цель:.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Дидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-классДидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-класс Игра на развитие зрительного внимания,ориентировки в пространстве,и знания цветов. В детском возрасте все ребятишки часто путают направления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 30 декабря 2023 в 09:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД