Титарева Наталья
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей c нарушением зрения является проблема ориентировки в пространстве и мобильности. Эта тема является более значимой, так как потеря или снижение зрения вызывает у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности: познавательной, образовательной, двигательной, трудовой.
Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Научные исследования предметных представлений у дошкольников с косоглазием и амблиопией (Б. К. Тупоногов, Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, В. З. Денискина) подтверждены практикой дефектологов
Провела собственные исследования состояния зрительных представлений у детей с патологией зрения, используя диагностические методики, разработанные Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной и другими авторами, с некоторой их модификацией. В своих исследованиях я убедилась, что дети с нарушениями зрения спонтанно не овладевают ориентировочными навыками, а лишь поэтапно при комплексном подходе решении актуальных проблем.
На занятиях по обучению пространственной ориентировки с дошкольниками со зрительной патологией решались следующие задачи:
-развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);
-формирование необходимых умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;
-развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке, обследовании);
-развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, неуверенности в своих силах, формирование интереса к данному виду деятельности).
Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях по пространственной ориентировке проводилась по нескольким направлениям:
2 .Развитие осязательного восприятия пространства
3. Развитие слухового восприятия пространства.
4. Развитие обонятельного восприятия.
5. Развитие зрительного восприятия пространства.
6. Обучение ориентировке на своем теле.
7. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство.
8. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах.
Накопленный опыт в процессе самообразования позволил мне успешно решать актуальные проблемы коррекции ориентировочных навыков у моих воспитанников: формировать у детей алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, используя сохранные анализаторы.
Проводилось практическое применение теоретического материала по развитию ориентировочных навыков на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Для повышения эффективности воздействия использовала следующие пособия: натуральные объекты, игрушки-модели, макеты, схемы, звукоориентиры.
Результатом моей деятельности в данном направлении на первом этапе стали следующие достижения:
• составление цикла занятий по развитию микроориентировки ;
• создание схем и макетов: «Город», «Дорога», Наш дом», «Огород» :
• оформление информационных материалов для родителей и педагогов.
Успешно реализуется преемственность коррекционно-педагогической работы с воспитателями. Так в разработанных мной конспектах коррекционных занятий есть разделы «предварительная работа» и «рекомендации воспитателям», в которых обозначены мероприятия, проводимые воспитателями по рекомендациям тифлопедагога.
Проводила консультации для педагогов:
- «Особенности развития ориентировочных навыков в макропространстве
у детей с нарушением зрения»
- «Формирование навыков микроориентировки у детей
с нарушением зрения»
- «Использование макетов по развитию ориентировочных навыков у детей с нарушением зрения»
Работа с родителями осуществлялась через устный коррекционный журнал: «Поможем нашим детям».
Проводила консультации для родителей:
- «Роль подвижных игр в развитии ориентировочных навыков у детей
с патологией зрения»
- «Графические игры как средство развития ориентировочных навыков
у детей с нарушением зрения»
Тематическая выставка: «Дорожная азбука»
Диагностическое обследование по развитию ориентировки в пространстве показало положительный эффект коррекционной работы на основе разработанного планирования с использованием новых коррекционных пособий в ходе тесного сотрудничества всех служб детского сада.