Каюкова Полина
Развитие общения детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения, в старшем дошкольном возрасте сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, но и самоценной целостной личностью, образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации - общение детей эффективно развивается в процессе самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Развитие общения детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность детей в условиях созданной педагогом предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Основными условиями развития общения детей в самостоятельной деятельности являются: грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда группы; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; создание ситуаций общения старших дошкольников воспитателем; учёт ведущего вида деятельности – игровой деятельности. Именно поэтому развитие общения старшего дошкольника со сверстниками целесообразно организовывать в виде игр и упражнений, реализуемых в самостоятельной деятельности старшего дошкольника.
В качестве методической разработки представлен комплекс игр для развития общения детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности
Цель применения комплекса игр - развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в самостоятельной деятельности.
Задачи комплекса игр для развития общения детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности:
1. Развивать умение старших дошкольников договариваться друг с другом в процессе выполнения совместной деятельности.
2. Развивать вступать в общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях в игре.
3. Развивать навыки общения в различных ситуациях.
При осуществлении работы учитываются общие дидактические принципы: принцип индивидуального подхода, учёт возрастных особенностей ребёнка, принцип наглядности, прочности, конкретности, системности и доступности.
Новизна методической разработки состоит в том, что игры и игровые упражнения структурированы по следующим блокам:
– игры на умение договариваться друг с другом в процессе выполнения совместной деятельности;
– игры на развитие умения вступать в общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях в игре;
– игры на развитие навыков общения в различных ситуациях.
Каждый из представленных блоков содержит по 7 игр.
Комплекс игр может быть использован в практической деятельности воспитателя, направленной на развитие общения детей старшего дошкольного возраста.
Комплекс игр, направленных на развитие общения применяется в следующих видах самостоятельной деятельности дошкольников:
– в самостоятельной деятельности старших дошкольников, направляемой взрослым;
– в свободной самостоятельной деятельности по выбору и интересам старших дошкольников, удовлетворяющей потребности и интересы детей.
Комплекс может применяться во время организации режимных моментов и использоваться на прогулке.
Давайте рассмотрим некоторые игры, представленные в комплексе.
Игра «Я хочу с тобой подружиться» из первого блока
Цель игры: сплочение и установление доверительного контакта между детьми.
Игра «Дрозды» из второго блока
Цель игры: развитие навыка общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.
Игра «Добрые пожелания» из третьего блока
Цель игры: закрепление умений детей выражать доброжелательное отношение к сверстникам. Развитие добрых чувств и культуры общения.
Так как игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а сверстник выступает в качестве предпочитаемого партнёра по совместной деятельности - развивать общение детей целесообразно в самостоятельной деятельности детей с использованием специально подобранных игр и игровых упражнений.