Оксана Мухина
Программа дополнительного образования «Развивайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа рассчитана на три учебных года и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Каждый год включает в себя разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребёнка: интеллектуальное, эмоциональное, физическое и социальное. Занятия проходят в игровой форме, что позволяет детям легко усваивать новые знания и навыки.
Методика мониторинга детей
Для оценки прогресса детей используются следующие методы:
1. Начальные тесты и анкеты:
Темочки:
- В начале учебного года проводится тестирование, которое выявляет уровень знаний и умений ребёнка в разных областях (математика, чтение, письмо, логика, творческие способности).
- Родители заполняют анкету, где указывают ожидания от программы и индивидуальные особенности своего ребёнка.
2. Регулярные наблюдения:
- Педагоги ведут дневники наблюдений, фиксируя успехи и трудности каждого ребёнка.
- Проводятся мини-тестирования каждые два месяца для отслеживания динамики развития.
3. Итоговые тесты и выставки:
- В конце учебного года проводятся итоговые тестирования, аналогичные начальным, для сравнения результатов.
- Организуются выставки детских работ, где родители могут увидеть достижения своих детей.
4. Родительские собрания:
- Ежеквартально проводятся встречи с родителями, где обсуждаются успехи и проблемы детей, даются рекомендации по домашнему воспитанию.
Одной из методик, которую мы используем для мониторинга детей в рамках программы "Развивайка", является методика диагностики уровня развития познавательных процессов у дошкольников, разработанная Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. Эта методика включает в себя несколько тестов и упражнений, направленных на оценку различных аспектов когнитивного и социального развития детей.
Методика диагностики уровня развития познавательных процессов у дошкольников (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго)
Критерии оценки:
Методика оценивает следующие аспекты развития:
- Внимание и память: способность концентрироваться, удерживать внимание, запоминать информацию.
- Мышление: логичность рассуждений, способность решать задачи, классифицировать объекты.
- Мелкая моторика и координация: точность движений, ловкость рук.
- Коммуникационные навыки: умение выражать свои мысли, слушать других, участвовать в диалоге.
- Эмоциональная сфера: уровень эмоциональной зрелости, способность контролировать эмоции.
Методика проведения:
Методика состоит из нескольких этапов:
1. Подготовительный этап:
- Ознакомление с детьми, установление доверительных отношений.
- Объяснение целей и задач тестирования.
2. Основной этап:
- Проведение серии тестов и упражнений, включающих:
- Тесты на внимание и память (например, запоминание последовательности картинок, повторение фраз).
- Задания на мышление (логические задачи, сортировка объектов по признакам).
- Упражнения на мелкую моторику (лепка, рисование, вырезание).
- Коммуникативные игры (диалоги, ролевые игры).
- Оценка эмоциональной сферы (опросы, наблюдение за поведением).
3. Заключительный этап:
- Анализ полученных данных, составление отчёта.
- Определение уровня развития каждого ребёнка и выявление областей, требующих дополнительного внимания.
Автор методики:
Методика разработана российскими психологами Натальей Яковлевной Семаго и Михаилом Михайловичем Семаго. Они являются авторами множества публикаций и разработок в области детской психологии и педагогики.
Использование данной методики позволит нам систематически оценивать прогресс детей в различных аспектах их развития, что поможет корректировать программу занятий и обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Планирование:
Год 1: "Мир вокруг нас"(4-5 лет)
Цель первого года – знакомство детей с окружающим миром, развитие базовых навыков общения и самообслуживания.
Примерные занятия:
1. Занятие 1: Я и моя семья
- Знакомство с понятиями "семья", "дом".
- Изготовление семейных портретов.
- Игры на тему "Кто я? Кто мои близкие?"
2. Занятие 2: Времена года
- Обсуждение смены времён года.
- Рисование осенних листьев, зимних снежинок, весенних цветов и летних фруктов.
- Игра "Что мы носим осенью/зимой/весной/летом?"
3. Занятие 3: Животные и растения
- Рассказ о домашних и диких животных.
- Посадка семян и уход за растениями.
- Лепка животных из пластилина.
4. Занятие 4: Моя страна
- Знакомство с картой России.
- Изучение народных традиций и праздников.
- Создание коллажей на тему "Моя Родина".
5. Занятие 5: Математика в повседневной жизни
- Счёт предметов.
- Простое сложение и вычитание.
- Игры с числами и формами.
6. Занятие 6: Чтение и письмо
- Знакомство с буквами алфавита.
- Составление слов из магнитных букв.
- Рисование и раскрашивание букв.
7. Занятие 7: Творчество
- Рисование пальчиками и кисточками.
- Аппликации из цветной бумаги.
- Лепка из солёного теста.
8. Занятие 8: Физическая активность
- Гимнастика и подвижные игры.
- Танцы и ритмические упражнения.
- Эстафеты и соревнования.
Год 2: "Путешествие в мир знаний"(5-6 лет)
Второй год направлен на углубленное изучение окружающего мира, развитие логического мышления и социальных навыков.
Примерные занятия:
1. Занятие 1: Планета Земля
- Изучаем континенты и океаны.
- Моделирование глобуса из папье-маше.
- Ролевая игра "Путешественники".
2. Занятие 2: Космос
- Знакомство с планетами Солнечной системы.
- Создание макетов ракет и спутников.
- Наблюдение за звёздным небом.
3. Занятие 3: Экология
- Уроки бережного отношения к природе.
- Проект "Мой зелёный уголок".
- Соревнования по сбору мусора.
4. Занятие 4: История и культура
- Исторические факты и легенды.
- Театрализованные представления.
- Изготовление костюмов и декораций.
5. Занятие 5: Логика и математика
- Решение головоломок и загадок.
.- Игры на смекалку.
7. Занятие 7: Творчество
- Рисование по клеточкам и точкам.
- Оригами и квиллинг.
- Создание мозаик и витражей
Занятие 8: Спорт и здоровье
- Йога и дыхательные упражнения.
- Командные спортивные игры.
- Правильное питание и гигиена.
Год 3: "Мир открытий" (6-7 лет)
Третий год посвящён развитию критического мышления, самостоятельности и подготовке к школе.
Примерные занятия:
1. Занятие 1: Наука и эксперименты
- Простые научные опыты.
- Изучение свойств воды, воздуха, земли.
- Создание мини-лаборатории.
2. Занятие 2: Искусство и музыка
- Знакомство с великими художниками и композиторами.
- Рисование копий известных картин.
- Музыкальные занятия и пение.
3. Занятие 3: Социальные навыки
- Умение выражать свои чувства.
- Конфликтные ситуации и способы их разрешения.
- Ролевые игры на тему общения.
4. Занятие 4: Школа будущего
- Подготовка к школьному обучению.
- Правила поведения в классе.
- Учебные задания и домашние работы.
5. Занятие 5: Математика и логика
- Сложные математические задачи.
- Шахматы и шашки.
- Геометрические фигуры и их свойства.
6. Занятие 6: Чтение и письмо
- Чтение книг и анализ прочитанного.
- Грамотность и правописание.
7. Занятие 7: Творчество
- Художественные проекты и выставки.
- Театр теней и кукольный театр.
- Создание мультфильмов и анимаций.
8. Занятие 8: Здоровье и спорт
- Комплекс утренней зарядки.
- Основы первой помощи.
- Спортивные секции и турниры.
Заключение
Программа "Развивайка" предоставляет детям возможность развиваться гармонично и всесторонне, готовя их к дальнейшему обучению и социальной адаптации. Регулярный мониторинг позволяет отслеживать прогресс каждого ребёнка и корректировать учебный план в соответствии с его потребностями.