Кириллова Лариса
Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического анализа,
синтеза и представлений с целью профилактики
дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста.
Дошкольное образовательное учреждение призвано подготовить детей к обучению в школе.
Публикация «Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В систему общественного дошкольного воспитания входят группы для детей с нарушениями речи. Коррекция, компенсация речевых нарушений и профилактика нарушений чтения и письма – это задачи, успешно решаемые педагогами. Результат во многом зависит от уровня профессиональной подготовки логопеда, воспитателей музыкальных руководителей, адекватно активной и заинтересованной в положительных результатах позиции родителей.
Большая часть детей овладевает чтением и печатаньем букв, слогов, слов, предложений еще до обучения в школе в группах детского сада, где дети занимаются с учителем-логопедом. На выпускных занятиях, при начальном обучении в школе дети показывают высокий уровень осведомленности, как об окружающем мире, так и сформированности фонематического анализа, синтеза и представлений, владеют лексико-грамматическим материалом в соответствии с возрастом и связной речью, ими освоены пространственно-временные ориентировки, развита мелкая моторика, изобразительно-графические умения.
Освоение чтения, печатанья букв, слогов, слов, предложений отражает специфические ошибки соответствующие дисграфии и дислексии, поэтому необходима и ранняя коррекция, а, значит, и ранняя диагностика разработанная Александром Николаевичем Корневым. Необходимость и высокую значимоть коррекционного направления по профилактике дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте отмечают многие специалисты. Основной причиной, «фактором номер один» влияющим на адаптацию, психологи считают трудности связанные с освоением навыка чтения и письма. «Нечитающий ребенок, подросток, по мнению Л. Г. Кобзаревой и Т. И. Кузьминой – это катастрофа для школы и общества. А. Н Берштейн отмечает, что «на основе накапливаемого опыта постепенно вычленяется какая-то часть внешних воздействий, которая может быть в большей или меньшей мере учтена заранее, вносившим поправку в движение по мере фактического накопления отклонений», По мнению И. Н. Садовниковой речь идет о «формирование навыка предварительных коррекций».
Динамика дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении, степени выраженности.
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры с лова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
Мною разработаны 54 задания, «письма от Незнайки», которые способствуют развитию фонематической прозорливости имеют задания по чтению, печатанью, нахождению ошибок. Предлагаемые задания усложняются по степени самостоятельности выполнения их детьми, по степени сложности:
чтение букв, слогов, слов, предложений.
-назови пропущенную букву (слог,
-собери слово по схеме,
-допиши слово,
-доскажи буквы в слове (устно,
-«слово рассыпалось» - собрать слово из букв, слогов,
-«какое слово написано, верно?»
-«исправь слово»,
-«найди ошибку»,
-«исправь ошибки»
а) разные ошибки в одном слове,
б) разные ошибки в нескольких словах.
Данные задания способствуют упражнению детей в чтении и письме слогов, слов, предложений. Практический метод помогает освоить последовательный звукослоговой анализ и синтез слов, предложений. У детей формируются необходимые для учебной деятельности умения.
Дети с большим удовольствием берут на себя роль помощника, старшего более знающего товарища помогающего Незнайке. Задания выполняются быстро, с высокой степенью заинтересованности, что и формирует активную позицию ребенка в процессе обучения.
Успешно формируются и навык фонематического анализа и его практическое применение, коррегируется недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительный анализ и синтез, пространственные представления, ребенок успешно овладевает зрительными образами букв, их узнаванием, различением. Коррегируются и нарушения чтения вызываемые нарушением высших символистических функций, недоразвитием языковых обощений : фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии).
Хочу предложить и вам использовать в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста этот вид заданий. Желаю успеха.