Любовь Лехова
Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ.
Формирование навыков звукового анализа – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным развитием этот этап не представляет особых трудностей. Для первоклассников с нарушением интеллекта - это сложное испытание, которое им не по силам без специальной коррекционной помощи.
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для детей с нарушением интеллекта, поскольку слово представляет собой определённую пространственно-временную последовательности звуков. Уже при логопедическом обследовании обнаруживается, что у детей с нарушением интеллекта отмечаются трудности при ориентировке в пространстве. Они не владеют понятиями «слева, справа, перед, за, между, в начале, в середине, в конце».
Несформированность навыка звукового анализа оказывает отрицательное влияние на развитие и обучение ребёнка. Своевременная и целенаправленная работа по его развитию будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению школьной программы. Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ. На логопедических занятиях я использую различные игровые приёмы, способствующие формированию навыков звукового анализа.
Определение наличия звука в слове.
Игры:«Ловишки», «Топни, хлопни»,«Открывай воротики».
Игры с мячом: «Поймай мяч, если услышишь в слове звук…»
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Использование игровых приёмов для формирования навыков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504601902.jpg)
«Подбери картинки с заданным звуком»
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Звуковой анализ слов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504601986.jpg)
Дифференциация слов сходных по звучанию.
Задание: «Похожи или нет». Предлагаются пары картинок:
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Развитие навыков звукового анализа звукового анализа у учащихся младших классов с О ВЗ](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504602137.jpg)
Использование опорных схем для определения первого, последнего звуков в слове, определения места звука в слове.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Формирование навыков звукового анализа первая ступень обучения грамоте которую предстоит перешагнуть каждому школьнику](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504602248.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Для детей с нормальным развитием этот этап не представляет особых трудностей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504602267.jpg)
Игра «Чудесный мешочек» - учащиеся с помощью тактильных ощущений узнают предмет, достают и определяют место заданного звука в названии предмета.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Для первоклассников с нарушением интеллекта это сложное испытание которое им не по силам без специальной коррекционной помощи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504602347.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Темочки Звуковой анализ слов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504602371.jpg)
Дифференциация фонем. Гласные звуки.
Дети находят гласные звуки в трехзвуковых словах.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Развитие навыков звукового анализа Консультации для педагогов и воспитателей Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504602568.jpg)
Дифференциация согласных звуков.
Определение места заданного звука и дифференциация твердого- мягкого согласного звуков с помощью камешков марблс.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Образовательная технология Начальная школа](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504602764.jpg)
Использование прищепок для дифференциации согласных звуков.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Уже при логопедическом обследовании обнаруживается что у детей с нарушением интеллекта отмечаются трудности при ориентировке в пространстве](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504602814.jpg)
Дифференциация гласного и согласного звуков с помощью цветных коробочек.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Они не владеют понятиями слева справа перед за между в начале в середине в конце](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504605684.jpg)
Использование прищепок для определения и характеристики первого (последнего) звука в слове.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Несформированность навыка звукового анализа оказывает отрицательное влияние на развитие и обучение ребёнка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504605759.jpg)
Определение наличия звука в слове с использованием шнуровки.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Своевременная и целенаправленная работа по его развитию будет способствовать развитию мыслительной деятельности более полному усвоению родного языка усвоению школьной программы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504605862.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504605904.jpg)
Определение места заданного звука в слове и его характеристика с помощью крышек.
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504606037.jpg)
Определение последовательности звуков в слове.
Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава.
Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 На логопедических занятиях я использую различные игровые приёмы способствующие формированию навыков звукового анализа](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504606154.jpg)
Определение последовательности звуков в слове с помощью прищепок.
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Определение наличия звука в слове](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504607635.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Игры Ловишки Топни хлопни Открывай воротики](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504607645.jpg)
Определение последовательности звуков в слове с использованием магнитов.
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Игры с мячом Поймай мяч если услышишь в слове звук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504607692.jpg)
Определение последовательности звуков с использованием перфокарт.
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Подбери картинки с заданным звуком](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504607735.jpg)
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Дифференциация слов сходных по звучанию](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504607746.jpg)
Игра: «Подбери слово к схеме».
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Задание Похожи или нет](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504607807.jpg)
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Предлагаются пары картинок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1244882-1504607837.jpg)