Гайбышева Динара Рафильевна
Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза.
▼ Скачать +Заказ
Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.
Выделяют два вида звукового анализа :
1. Элементарный звуковой анализ
выделение звука из ряда звуков, на фоне слога, слова.
2. Сложный анализ.
Определение первого и последнего звука в слове.
Публикация «Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза,» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Определение последовательности звуков в слове.
Определение количества звуков в слове.
Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука и т. п.).
Сложным формам звукового анализа нужно обучать специально. Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.
Предлагаю игры, которые замечательно позволяют скрасить время во время дороги из детского сада домой, вынужденного ожидания, например, в поликлинике.
«Поймай звук»
Предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук (например звук [р])
Сначала, изолированный звук : м-р-к-р-в-р-л-п-р-т-р
Затем ребёнок должен услышать звук [р] в слогах : ра –на-то-ро-ул-ур-ыр-ыс
И предложите ребёнку «поймать» звук [р] в словах : рама, луна, топор, рот, мел, крот, мост, крокодил.
«Правильно - неправильно»
Вы показываете ребёнку предмет и произносите его искажённо и правильно, а он хлопает если слово звучит верно и топает, если слово звучит искажённо (баван-баман-бакан-банан).
«Нужный звук»
Предложите ребёнку подбирать слова с заданным звуком. Например, вы отправились в магазин за овощами и фруктами, возьмите с собой ребёнка и предложите ему выбрать только те овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л». Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т. п.).
Такую игру можно играть в настоящем зоопарке или в воображаемом. Взрослый говорит: «Давай представим, что мы с тобой сейчас в зоопарке, в нем живут звери. Назови животных, в названии которых есть звук «Р». Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т. п.). А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л». (слон, лось, белка, волк).
«Поймай мяч»
Задание для ребё нка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»».
Затем взрослый говорит: «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К» (сок, дом, ток, рот).
«Отгадай, какое слово задумано»
Взрослый называет слова, в которых недостает первого заданного звука, например [р] (. ак: рак, . ама: рама, . анец: ранец, . адио: радио, а ребенок отгадывает и показывает правильно и громко произнося все слово.
«Кто больше?»
Кто придумает больше слов на заданный звук. Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой («Назови животных, название, которых начинается со звука [с]». «Назови птиц, название которых начинается со звука [в]»).
«Узнай слово»
Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан.», «пау.», «вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
«Цепочка»
Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.
Например: сок — карандаш — шарик — кот.
Играть в логопедические игры детям дома с родителями весело и занимательно. Они с удовольствием будут с вами соревноваться. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а непростые упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
Успехов вам!