Ольга Малыхина
Развитие навыков эффективной коммуникации как фактор профессиональной компетентности педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум педагога-психолога
Малыхиной Ольги Валерьевны
МБДОУ №70 г Курск
Тема
«Развитие навыков эффективной коммуникации как фактор профессиональной компетентности педагога ДОУ»
Задачи: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невербальной коммуникации. Выявить мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе. Способствовать осознанию участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.
Публикация «Развитие навыков эффективной коммуникации как фактор профессиональной компетентности педагога ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Оборудование: демонстрационные таблицы с силуэтными изображениями дерева для упражнения «Дерево цели», мольберты, цветные стикеры, карандаши, листы бумаги, музыкальный центр, фонограммы, маркеры, воздушные шары.
Ход мероприятия:
Педагог-психолог : Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас в нашем зале. И нашу встречу мне хотелось бы начать со следующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон)
Педагог-психолог : Исследование педагогической и психологической литературы выявили, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в обстановке ситуации общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации, поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога. Современный педагог должен владеть наукой деловых отношений, уметь вести переговоры, давать интервью, проводить собеседования и презентации, то есть быть хорошим коммуникатором.
Педагог-психолог : На прошлом занятии мы с Вами рассмотрели понятия «общение» и «эффективное общение». А также познакомились с некоторыми приемами эффективного общения. Сегодня мы продолжим совершенствовать навыки эффективного общения. Вашему вниманию предлагается программа мастер-класса «Развитие навыков эффективной коммуникации как фактор профессиональной компетентности педагога ДОУ»
Чтобы определиться и проиллюстрировать цель нашего мероприятия и ожиданий от мастер-класса, я предлагаю Вам выполнить коммуникативное упражнение «Дерево цели». На двух мольбертах изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений (развитие коммуникативных умений). Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам выбрать стикер любого цвета, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале. (Педагоги оценивают свой уровень представлений по теме)
Педагог-психолог : Успех в любом деле зависит на 20% от профессиональной подготовленности и на 80% от общей коммуникативной компетенции. От того, насколько грамотно мы общаемся с окружающими, насколько правильно доносим свои мысли и аргументируем свою позицию, насколько чувствуем себя уверенно, зависит успех каждого из нас в любом начинании и деле.
Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем: передача от человека к человеку информации, восприятие партнерами по общению друг друга, взаимооценка партнерами по общению друг друга, взаимовлияние партнеров по общению друг на друга, взаимодействие партнеров друг с другом, управление групповой или массовой деятельностью и т. д.
Педагог-психолог : В общении педагогу необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную "пристройку" к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигало необходимой цели. Особенно это важно в ситуации делового общения
Педагог-психолог : Сегодня мы с Вами постараемся практически проиграть ряд коммуникативных упражнений, направленных на развитие основных навыков эффективной коммуникации. Проанализируем результаты и объясним возможности их использования в практической деятельности.
Рассматривая коммуникативные упражнения, мы будем анализировать основные содержательные характеристики общения: восприятие и взаимооценка партнерами по общению друг друга; взаимовлияние и взаимодействие партнеров друг с другом (с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации); анализ общения (рефлексия)
Данные упражнения являются разнообразными по своей внутренней направленности и могут быть использованы в работе с детьми, и в работе с взрослыми.
1. Упражнение «Моя аффирмация»
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.
Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.
Карточки к упражнению «Моя аффирмация»
(позитивные утверждения) :
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!
Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!
Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!
Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!
Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!
У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!
Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!
У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!
Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!
Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!
Я ВЕРЮ В СЕБЯ!
МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!
Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!
Я СЧАСТЛИВА!
Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!
СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!
МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!
ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!
Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!
Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!
У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!
МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
2. Упражнение «Крокодил»
Педагог-психолог : Следующее упражнение «Крокодил» направлено на умение слушать и слышать партнера по общению. Каждая команда должна придумать слово – имя существительное в единственном числе (не имя собственное) – вызвать игрока из другой команды и передать ему загаданное слово. Получив слово, игрок встает между командами и передает это слово жестами. Нельзя при этом указывать на людей или предметы Команда имеет право задавать уточняющие вопросы, на которые мимикой можно ответить «да» или «нет» (после выполнения проводится краткое обсуждение)
3. Упражнение «Мотивация»
Цель: развитие навыков взаимодействия. Мы будем его выполнять в два этапа. На первом этапе я предлагаю каждому из Вас нарисовать следующую схему: в середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности, которые вам кажутся важными для работы в этой команде. Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с вашей точки зрения, они не нужны и, более того, являются даже неуместными (под фоновую музыку участники выполняют задание). А сейчас в подгруппах с учетом Ваших индивидуальных схем составьте общую схему, которую затем необходимо будет представить ( обсуждение представленных схем строится вокруг двух центральных вопросов: какими личностными проявлениями надо пожертвовать во время работы? Какие свойства личности все же можно интегрировать в профессиональную жизнь)
4. Уражнение «Без маски» (Откровенно говоря)
Цель упражнения: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня. "
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это. "
"Иногда люди не понимают меня, потому что я. "
"Верю, что я. "
"Мне бывает стыдно, когда я. "
"Особенно меня раздражает, что я. " и т. п. "
Карточки с неоконченными предложениями
к упражнению «Откровенно говоря»
o Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем открытом занятии…
o Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытому занятию…
o Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
o Откровенно говоря, когда я волнуюсь.
o Откровенно говоря, когда я проверяю пишу планы…
o Откровенно говоря, когда я прихожу в группу…
o Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
o Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходит методист…
o Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание.
o Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
o Откровенно говоря, когда я провожу свое занятие…
o Откровенно говоря, когда работа с детьми…
o Откровенно говоря, моя работа…
o Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
o Откровенно говоря, мое здоровье…
o Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…
o Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
o Откровенно говоря, после рабочего дня…
o Откровенно говоря, когда я заполняю табель…
o Откровенно говоря, когда я делаю диагностику…
o Откровенно говоря, когда наступает пора зимних праздников…
o Откровенно говоря, когда я читаю сценарий к утреннику…
o Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
o Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
o Откровенно говоря, неприятности на работе…
o Откровенно говоря, успехи на работе…
5. Упражнение «Чемодан»
Педагог-психолог : Умение выделять положительные качества собеседника очень значимо для эффективности общения. В этом нам поможет упражнение «Чемодан». Я предлагаю одному из участников временно выйти из зала. Задача остальных - собирать ему в дорогу «Чемодан», складывая положительные качества, которая группа особенно ценит в этом человеке и которые ему помогут, чтобы его жизнь стала лучше (под фоновую музыку составляется «чемодан»). Затем «отъезжающему» передается и зачитывается весь список. (после выполнения упражнения проводится краткий анализ).
Педагог-психолог : В своей профессиональной деятельности можно воспользоваться рекомендациями следующих авторов: Дэвида Льюиса «Язык эффективного общения», Н. Н. Ежовой «Научитесь общаться», М. Кипнис «Тренинг коммуникации».
6. Упражнение «Квадрат»
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.
7. Упражнение «Подари другу хорошее настроение»
Педагог-психолог : Как ваше настроение? Теперь вы должны выбрать такой воздушный шар, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Педагоги разбирают шары).
Педагог-психолог : Если у кого-то сейчас не очень хорошее настроение, то мы сейчас его быстро исправим. Давайте нарисуем на наших шариках радостное выражение лица. (Рисуют радость).
Педагог-психолог : Вот теперь мы все в хорошем настроении. Давайте же поделимся им – подарим свой шарик соседу и скажем, почему ты решил поделиться с ним своей радостью. (Педагоги дарят друг другу шарики).
8. Упражнение «Улыбка»
Цель: познакомить педагогов с приемами доброжелательного общения.
Педагог-психолог : Обратите внимание на то, что вы рисовали на шариках, когда хотели передать чувство радости? (Улыбку).
Педагог-психолог : Улыбка является одним из психологических приемов расположения людей к себе. Человек с улыбкой на лице всегда хорошо воспринимается коллективом. Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Улыбка – лучшее из природных средств против неприятностей. Улыбка способна формировать притяжение. А вы умеете улыбаться?
Улыбка уменьшает сопротивление возражения в споре, разговоре. Человек с улыбкой вызывает меньше возражений чем, когда его встречают без приятного выражения лица. Улыбкой вы никогда не ухудшите ваши отношения. А это уже плюс!
Теперь улыбнемся друг другу, поделимся своей улыбкой! (Педагоги улыбаются друг другу). Что мы чувствуем, видя улыбку на лице другого человека (собеседника, соседа? Да, улыбка создает позитивный внутренний настрой на общение.
Педагог-психолог : Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам снова обратить внимание на наше дерево цели. Я предлагаю Вам выбрать стикер любого цвета, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале и стрелкой прочертить направление перемещения уровня своих возможностей (педагоги вновь оценивают свой уровень представлений по теме).
Педагог-психолог : Способность четко, уверенно и убедительно излагать свои мысли – это искусство, научиться которому может каждый. Совершенство же достигается только практикой. Освоив необходимые для эффективного общения навыки и обретя уверенность в себе, вы обеспечите успех своей карьеры и никогда не окажетесь в ситуации, когда вам не будет хватать слов!
И помните – мастерами общения не рождаются, ими становятся!