Нина Черепанова
Электронное портфолио как творческая форма развития ИКТ-компетентности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Центр развития ребенка – Октябрьский детский сад»
Завьяловского района УР
Старший воспитатель Черепанова Н. Л.
Март 2016 год
«Электронное портфолио как творческая форма развития
ИКТ-компетентности педагога»
(в сопровождении презентации)
В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями.
Публикация «Электронное портфолио как творческая форма развития ИКТ-компетентности педагога» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Портфолио воспитателя и педагога
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
(Слайд) Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. В конце XX века идея применения портфолио в образовательных учреждениях становится популярной во всем мире, в том числе и в России.
(Слайд) Изменения, происходящие в работе детских садов, связаны с принятием федерального государственного стандарта дошкольного образования, который предъявляет высокие требования к организации учебного процесса и результатам воспитанников.
(Слайд) Для этого в первую очередь необходимо подготовить педагогические кадры. По всей стране появились новые условия аттестации педагогов. Одним из самых главных умений воспитателя сегодня считается способность к аналитическим выводам. Современному педагогическому работнику необходимо анализировать уровень развития воспитанников, приёмы и методы образовательного процесса, построение занятия, уметь ставить цели и достигать их. И такие же аналитические умения воспитатель должен проявлять в оценке собственных профессиональных качеств. Самым современным и эффективным на сегодняшний день инструментом, отражающим работу педагога, является портфолио воспитателя.
(Слайд) Педагогическая философия портфолио предполагает интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос внешней экспертизы на самооценку.
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что этот способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определенный период.
Причем, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, или на конкретную семью.
(Слайд) Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога;
это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. Это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
(Слайд) Цель портфолио :
Накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за опредленный период времени.
(Слайд) Портфолио предназначается для :
• самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
• оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации)
(Слайд) Существуют разные его виды Портфолио
Первый вид: накопительное
В него педагог заносит информацию обо всех своих успехах и достижениях. Можно вести такую папку от самого начала своей трудовой деятельности. Она может пригодиться при приёме на работу
Второй вид: тематическое
Создаётся оно при изучении педагогом какой-то одной образовательной области или темы. Может быть посвящено направлению работы, которое педагог считает приоритетным. Например, уделяя особое внимание патриотическому воспитанию, в папку заносятся проекты, конспекты занятий и мероприятий, документы, подтверждающие участие воспитанников в конкурсах патриотической направленности, грамоты и дипломы педагога за участия в конкурсах методических материалов по данной тематике; сертификаты и свидетельства о курсах повышения квалификации, выступления на педагогических чтениях, конференциях, участие в семинарах, публикации и другие формы работы
Третий вид: проблемное
Разделы этого портфолио воспитателя детского сада посвящены ситуациям, вызывающим затруднения. Здесь могут быть итоги диагностики и мониторинга, которые требуют принятия каких-то мер; результаты анкетирования родителей или коллег по проблемному вопросу; документы, подтверждающие выступления педагога с этой проблемой или его публикации
Четвё ртый вид: аттестационное
Такая папка специально создаётся для отражения достижений воспитателя в период между аттестациями. Она предоставит экспертам все необходимые сведения, являющиеся основаниями для присуждения заявленной категории. Но создаётся она в первую очередь для самого педагога, так как она помогает наглядно отслеживать развитие профессиональных качеств. Из чего состоит портфолио воспитателя для аттестации мы рассмотрим чуть подробнее.
(Слайд) Требования к оформлению портфолио
систематичность и регулярность;
полнота и конкретность представленных сведений;
структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
аккуратность и эстетичность оформления;
целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
презентабельность.
(Слайд) Алгоритм работы над портфолио
• Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
• Определить вид портфолио.
• Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
• Определить структуру портфолио : количество, название рубрик.
• Презентация портфолио.
Информация в аттестационном портфолио должна быть документально грамотна, лаконична и мобильна для ознакомления и восприятия. (см. справочн. портф атт.)
(Слайд) С чего начать? Давайте познакомимся! Всё очень просто: представьте, что вашу папку держит в руках совершенно незнакомый человек. Страницы портфолио воспитателя должны рассказать ему о вас, как об опытном компетентном педагоге. Начните со знакомства.
Примерная структура и содержание разделов портфолио.
Портфолио педагогических работников ДОО может включать следующие разделы:
• Визитная карточка педагога (Воспитатель включает педагогическое кредо. Эссе)
• Достижения педагога
-Методическая деятельность педагога.
-Использование инновационных технологий в практике.
-Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, методических и тематических неделях.
• Достижения воспитанников
• Экспертные оценки, отзывы, рекомендации
• Методическая копилка
• Работа с родителями
• Материально – техническая база. (РППС)
• Ресурсное обеспечение
• Приложение
(Слайд) В разделе 1. Общие сведения о педагоге воспитатель (специалист) может представить общие сведения: ФИО, год рождения, образование, место работы с указанием наименования учреждения в соответствии с уставом, должность, педагогический стаж, квалификационную категорию,
(Слайд) прохождение курсов повышения квалификации, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, (Удобно все вывести в таблицу)
Курсы повышения квалификации
№ Курсы повышения квалификации, семинары (указать вид, тему) Место обучения Результат (полученное свидетельство, удостоверение, сертификат, др.) Количество часов Сроки
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о прохождении курсовой подготовки
(Слайд) перечислить награды педагога : дипломы, грамоты, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий и т. п.
Достижения (грамоты, благодарности, награды, звания, др.)
№ Название
документа Содержание Кем
выдан Когда
выдан
1.
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются документы (копии) о достижениях педагога (специалиста).
(Примечание) Аттестационный портфолио
В период подготовки к аттестации педагог должен оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать соответствие заявленной квалификационной категории. Следует заметить, что он отличается и необходимо следовать регламенту, который четко прописан в Единых требованиях к процедуре аттестации.
Помните, что именно визитка представляет вас собеседнику, часто создавая первое впечатление. Поэтому отнеситесь к ее созданию ответственно и креативно.
(Слайд) Раздел 2. Методическая деятельность педагога может включать в себя следующие материалы: указание программ, по которым работает педагог, планы образовательной работы с детьми, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, темы проектов разной направленности, отразить работу педагога в экспертных комиссиях: жюри, конкурсы, рабочих и творческих группах.
(Слайд) темы самообразования и др. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, педагог имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений : аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.
Материалы аттестационного портфолио можно оформить в виде таблиц, например,
Работа по методической теме (Самообразование)
Название темы Годы Что удалось достичь (теоретические и практические наработки) Форма представления результатов
Построение
единого здоровье-сберегающего
образовательного пространства
развития ребенка в ДОУ и семье
2014г Систематическая работа по формированию у детей здорового образа жизни воспитывает у детей заботу о своем здоровье, потребность заниматься физическими упражнениями, закаливанием организма Конспекты занятий, Дни Здо-ровья, родительские собрания, практическое занятие; совместно с родителями, выпуск газеты для родителей, памятки, буклеты. Преобразование здоровьесберегающей и развивающей среды в группе с помощью родителей
Приложение № 6
Доклад на Выставке «Инновации в системе образования УР"
Приложение № 7
(Слайд) Использование инновационных технологий в практике включает перечисление используемых в образовательном процессе педагогических технологий.
№ п/ п Современные образовательные технологии и (или) методики Цель использования технологий и (или) методик Результат использования технологий и (или) методик
Здоровьесберегаю щие Обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ Снижение заболеваемости. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Практические материалы по здоровьесберегающим технологиям для педагогов.
Игровые Развитие интеллектуально- творческого потенциала воспитанников, воспитание нравственных качеств, в условиях эмоционального комфорта Картотеки игр, консультации, материалы методических мероприятий
Метод проектов Развитие свободной творческой личности ребенка, учёт его индивидуальных потребностей, желаний и интересов. Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса. Повышение профессиональной компетентности педагогов в овладением основ метода проектов. Организация работы педагогов ДОУ в использовании метода проектов в работе с детьми. Разработка пакета проектной документации. Участие в составлении Конструктора проектов. Создание Копилки проектов
ИКТ Создание открытого информационно- образовательного пространства ДО У. Повышение познавательной активности воспитанников. Повышение профессионального уровня и ИКТ-компетентности педагогов ДОУ. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ. Создание сайтов ДОУ (двух общих, + 3 персональных, тренажера «Изучаем ФГОС», сетевой площадки; организация обучения педагогов основам компьютерной грамотности в ДОУ, подготовка воспитателями ДОУ презентаций к образовательным ситуациям с детьми, досуговым мероприятиям, родительским собраниям, педагогическим конкурсам.
Интерактивные методы обучения Создание комфортных условий повышения профессионального уровня педагогов ДОУ, при которых они чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Повышение уровня проведения методических мероприятий и заинтересованности педагогов. Цикл семинаров и тренингов с использованием интерактивных методов
Исследовательские методы обучения (авт. А. Н. Савенков) Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления. Ознакомление педагогов с основами методики, организация работы по освоению методики, проведение мастер-класса для педагогов ДОУ, разработка модифицированной рабочей тетради для дошкольников “Маленький исследователь изучает мир», Конструктор исследований.
Технология “Портфолио дошкольника” Формирование у дошкольников способности к анализу, создание ситуации успеха. Консультации, Образец портфолио. Участие воспитанников в конкурсе детских портфолио.
№
п/п Название
образовательной технологии
(с указанием автора) Цель использования
технологии Описание порядка использования
(алгоритм применения) технологии в
практической профессиональной деятельности Результат использования
образовательной технологии
1.
(Слайд) Раздел 3. Распространение опыта
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, методических и тематических неделях освещает педагогическую активность педагога в методическом объединении ДОО (методических и тематических неделях, педагогических советах и т. п., в центрах педагогического мастерства, круглых столах, мастер – классах, семинарах, конференциях, творческих, профессиональных, дистанционных конкурсах, а также сотворчество педагога и воспитанника.
Материалы этого раздела могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности педагога, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.
Уровень Дата и место проведения Форма и тема мероприятия Форма участия
ДОУ Апрель 2014г Педсовет «Игра, как средство коррекции физических и психических качеств ребенка» Выступление
Район Ноябрь 2015г Конференция «Выступление
Республика Декабрь 2015г Семинар Участник
(Слайд) Наличие публикаций по вопросам обучения, воспитания, развития детей
Год написания Название работы Тема Орган издания
2014 Методическая разработка Семейный проект «Организация работы с родителями по правилам дорожного движения» Журнал «Дошкольное воспитание»
(Слайд) Раздел 4. Сотворчество педагога и воспитанника
(участие воспитанников в конкурсах)
Дата Название мероприятия Воспитанник Возраст Степень участия, подтверждающий документ
(Слайд) Раздел 5. Продуктивность педагога предусматривает наличие у педагога утвержденных авторских программ кружковой деятельности, подготовка творческого отчета, доклада, статей (размещенных, опубликованных в сборниках или в сети Интернет).
Педагог может по желанию включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, творчество. Однако следует ориентироваться на представление материалов только за меж аттестационный период, не зависимо от того, проводится аттестация планово (1 раз в 5 лет) или, по заявлению педагога, досрочно.
(Слайд) Авторские рабочие программы
№ Название программы Базовая программа (на основании какой программы разработано) Адресат (указать, для кого предназначена программа, возраст детей) Год составления (написания) программы
1.
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются программы.
Конспекты открытых занятий с самоанализом
№ Дата Тема
занятия Вид занятия (коррекционно-развивающее, тренинг, др.) Адресат (возраст детей) Категория слушателей (для кого показывали)
1.
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются конспекты занятий с самоанализом, отзывы о проведении занятий.
Методические разработки
№ Название методических разработок Вид методических разработок (рекомендации, памятки, др.) Адресат (кому предназначены) Год разработки
1.
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются методические разработки.
(Слайд) Мультимедийные разработки (презентации)
№ Название методических разработок Вид методических разработок (рекомендации, памятки, др.) Адресат (кому предназначены) Год разработки
1.
Примечание: далее в соответствии с таблицей прикладываются методические разработки.
Участие в инновационной деятельности (проблемные, творческие группы)
№ Время работы Направления работы (вид, название) Результат
1.
(Слайд) Раздел 6. Эффективность организации развивающей предметно-пространственной среды содержит перечень материально – технического оборудования группы, кабинета, а также вклад конкретного педагога в содержание предметно – пространственной среды группы (кабинета).
(Слайд) Раздел 7. Эффективность посещаемости воспитанниками группы, наличие положительной динамики снижения количества пропущенных детодней, увеличение коэффициента посещаемости.
- отсутствие роста заболеваемости воспитанников, отсутствие случаев травматизма во время образовательного процесса.
Сравнительный анализ заболеваемости воспитанников за 2015-2015 уч. г.
Месяцы уч. г. Списочн. состав Фактическ. посещаем Заболев аемость Структура заболеваемости
Органов дыхания Инфекц. Заб-ия Травмы Другое
Сентябрь
Октябрь
// - //
Май
Итого за 15-16 уч. г.
Итого за 14-15 уч. г.
Примечание: далее выстраивается диаграмма посещаемости, заболеваемости и наличия травматизма по годам
(Слайд) Раздел 8. Работа с родителями (законными представителями)
- сценарии родительских собраний;
- сценарии консультаций;
- анкетирование и анализ анкет;
- сценарии мероприятий и др.
Этапы планирования работы с семьями воспитанников
Этапы Деятельность Цель-результат
Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников Анкетирование Получение информации семей воспитанников для составления паспорта группы
Исследование психических и познавательных процессов развития воспитанников Мониторинг Обработка полученных результатов при планировании дальнейшей педагогической деятельности
Определение проблемного поля в развитии дошкольников Наблюдение Получение и обработка первичной информации поля в развитии дошкольников в том или ином направлении
Взаимодействие с семьями воспитанников Беседы, консультации, круглые столы, совместные развлечения С целью приобщения родителей в воспитании и развитии детей совместно с детским садом
Составление индивидуального образовательного маршрута ребенка План индивидуального образовательного маршрут Скорректировать работу в соответствии с индивидуальными особенностями детей
Организация и проведение образовательного взаимодействия
(Слайд) В Приложении складываются все копии дипломов различных конкурсов, копии дипломов, грамот, полученных детьми. Отзывы детей, коллег, родителей и др.
(Слайд) Оформление портфолио
• Портфолио педагогических работников оформляется в электроном виде.
• Шрифт: Times New Roman, размер 14 пт., в таблицах 12пт (без интервала).
• Отступ абзаца 1,25.
• Поля: левое – 30мм., правое – 20мм., верхнее – 20мм., нижнее – 20мм.
• Нумирация страниц: низ, по середине листа.
• К портфолио можно прилагать материал в электронном виде (мультимедийные презентации, фото и видеозаписи и др.).
(Слайд) Итак: Очень важно понимать, что педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования.
Медиакомпетентность педагога ДОУ подразумевает не только знания и умения работы на компьютере, умение работать с периферийными электронными устройствами : мультимедийным проектором, сканером, интерактивной доской, поисковыми системами Интернета, осуществлять сетевое взаимодействие (сетевое партнёрство педагогических работников ДОУ, создавать собственные web-портфолио, работать с электронными журналами, но и умение рационально организовать работу по использованию этих технологий в образовательном процессе.
(Слайд) Желаем творческих успехов!
Полезные ссылки
1. "Национальный конкурс Портфолио учителя" https://rkodm.chita.ru/file/konkurs/pologenie_nazional_ticher2.htm (рус.)
Примеры портфолио учителей. Лучшие портфолио, выдвигаемые на премию Президента Российской Федерации.
2. "Методический центр "Развивающее обучение"" https://www.centr-ro.ru/opt/bak_06.html (рус.)
Наиболее типичные ошибки при составлении портфолио. Назначение портфолио.
3. ""Портфолио". Фестиваль исследовательских и творческих работ" https://portfolio.1september.ru/index.php (рус.)
Здесь можно ознакомиться с общими требованиями к составлению портфолио, посмотреть примеры. Имеется литература в помощь для создания портфоли
4. Портфолио педагога https://buryatia.fio.ru/work/29/PolyanskyaTV/main.htm (рус.)
Назначение портфолио. Его составляющие.
5. "Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений педагогов" https://libraryschool.narod.ru/gazeta/volna/ayhac_4.htm (рус.)
На данном сайте представлены приблизительные разработки портфолио. Освещены вопросы: "С чего нужно начать, какие материалы использовать?«
6. "Библоитечно-информационный центр" https://bookoliki.gmsib.ru/library/index.php?resource=10178&id_site=11 (рус.)
Примеры составления портфолио. Актуальные вопросы. Методические указания.
7. "Информационный сайт" https://www.yubileyny.ru/index.php?id=news&sub=2005/050820/050820j (рус.)
Значение слова "портфолио". Особенности. Назначение.
8. "Конференция" https://www.acis.vis.ru/9/1_6/birukova.htm (рус.)
Требования к оформлению портфолио. Пожелания к содержанию. Различные приёмы и стратегии.
Литература
1. Вебинар «Непосредственно образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО», Г. Л. Копотева, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.
2. Управление ДОУ №2 2006г стр 35
3. Управление ДОУ № 7 2007г стр 96
4. Кочкина Н. А., Чернышева А. Н. «Портфолио в ДОУ» - ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008 год, г. Москва.
5. И. Б. Потапова – методист муниципального казенного учреждения городского округа город Воронеж «Центр развития образования»
Методические рекомендации для участников конкурса «Воспитатель года» : сборник материалов / составитель /И. Б. Потапова, 2014.