МААМ-картинки

Развитие навыков слогового анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте. Семинар-практикум для воспитателей МДОУ

Хромова Ирина Ивановна
Развитие навыков слогового анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте. Семинар-практикум для воспитателей МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Повышать педагогическую компетентность воспитателей через знакомство с системой работы по формированию слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Уточнить и закрепить знания методики формирования слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Развитие навыков слогового анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте, Семинар-практикум для воспитателей МДОУ» размещена в разделах

Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями по развитию слогового анализа и синтеза.

Ход семинара:

Теоретическая часть

Сегодня мы продолжаем разговор о реализации ФГОС в ОО «Речевое развитие» в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет старшая группа, 6-7 лет подготовительная группа).

Обратимся к Программе «От рождения до школы» (2019год)

Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Подразделы ОО «Речевое развитие»

• Развивающая речевая среда.

• Формирование словаря.

• Звуковая культура речи.

• Грамматический строй речи.

• Связная речь.

• Подготовка к обучению грамоте (в подготовительной группе).

Звуковая культура речи (старшая группа)

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Звуковая культура речи (подготовительная группа).

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Подготовка к обучению грамоте (подготовительная группа).

-Дать представления о предложении (без грамматического определения).

- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

-Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша Маша, малина, береза) на части.

- Учить составлять слова из слогов (устно).

-Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Звуковой и слоговой анализ у дошкольников не формируется спонтанно, а требует планомерного специального обучения.

Самостоятельно выделить первый или последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно ребёнку без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной своевременной.

Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Можно выделить в подготовке к обучению грамоте два этапа:

на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;

на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.

Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

Уважаемые воспитатели, помните!

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

На какие две группы делятся звуки русского языка? Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука :Я- [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Приступая к играм и упражнениям по формированию слогового анализа и синтеза, надо чётко представлять себе последовательность работы.

Очень важно соблюдение порядка формирования умственных действий:

с опорой на наглядные средства (картинки, символы, фишки, движения и т. д.);

в речевом плане (проговаривание);

по представлению - в уме (самое трудное).

Практическая часть

Некоторые авторы считают, что умение произнести слово по слогам является врожденным, так как произнесение опирается на слитную артикуляцию согласного и следующего за ним гласного звука (открытый слог) или произнесение гласного и следующего за ним согласного (закрытый слог). Опираясь на это умение, взрослые предлагают произнести слово не слитно, а по частям.

Этот термин — «часть» — на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети в начале обучения обычно смешивают слог и слово. (Позже, когда они научатся проводить элементарный слоговой анализ слова, следует начать использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог»).

Сначала нужно научить детей произносить слова по частям.

Игры и задания по развитию слогового анализа

1. Игра «Эхо»: МА-ША, МА-РИ-НА….

2. Восприятие движения нижней челюсти тыльной стороной ладони, так как гласный звук произносится с большим раскрытием рта (гласные – «ротораскрыватели»). Сколько гласных – столько и слогов.

3. Составление слоговой схемы слова, используя фишки.

4. Отхлопать слово по слогам.

5. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).

6. Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

7. «Слово можно прошагать». Ребенок делает шаг на каждый слог.

8. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни; сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее).

9. Ребенок поднимает цифру, обозначающую количество слогов в слове.

10. И. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.

11. Сколько слогов в слове. Соедини с нужной цифрой.

12. Обведи предметы в названии которых 1 слог – красным, 2 слога- желтым, 3 слога- зелёным карандашом.

11. Игра "Домики". Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

12. Графические схемы (_, _/_, _/_/_)

13. «Угадай словечко». Дано несколько картинок и слоговая схема слова. Нужно найти загаданное слово.

Задания могут быть подобраны на определенный звук или по лексической теме.

1. «Зимние картинки»

Подобрать картинки на тему зимы и предложить ребенку найти слова из 2 слогов: зи-ма, сан-ки, лы-жи, шап-ка, сне-жок.

3. «Найди вкусное слово».

Хлопнуть в ладоши, услышав слово из трех слогов: ваф-ли, ле-ден-цы, бул-ка, ка-лач, со-лом-ка, шо-ко-лад, хал-ва.

4. «Накорми животное»

Называть корм для животных, в названии которого 2 слога: тра-ва, се-но, мор-ковь, са-ло, мя-со, кос-ти. Указать, кто питается каким кормом.

5. «Одень куклу».

Дать имена куклам и определить количество слогов: Ле-на, Ка-тя, Та-ня, На-та-ша, Та-ма-ра. Рассмотреть кукольную одежду и подобрать для кукол с двусложными именами такую: кос-тюм, блу-за, брю-ки. А для кукол с именами из трех слогов: са-ра-фан, коф-точ-ка, кур-точ-ка.

6. «Зоопарк».

Картинки с изображением зверей разложить в два домика (нарисовать домики с 2 и 3 окнами). В домике с 2 окнами будут жить животные из 2 слогов и т. д.

Обучение анализу слогового состава слова осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Позже необходимо познакомить детей и с односложными словами (шар, мак, мяч, жук, рак и т. п.).

Ребенок 6 лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в определенной последовательности. Также он должен понимать, что один из них произносится немного более протяжно и громко – это ударный слог.

Вычленение ударного слога - необходимый этап в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста. Умение слышать ударный слог необходимо при обучении чтению и письму, а также для правописания безударных гласных. (графический диктант Хх, хХ, ххХ, Ххх.)

Слышание ударного слога необходимо детям и для правильного понимания тех слов, которые различаются только ударением (замо к – за мок, хлопо к – хло пок, полки – по лки и т. д.)

Педагог обращает внимание ребенка на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из слогов обязательно произносится более протяжно. Воспитатель умышленно усиливает голосом первый слог: ры -ба, мо -ре, Да -ша, Ро -ма, со -ки и другое. Второй слог произносится более коротко, отрывисто.

Игры и задания по развитию слогового синтеза

1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА, КА, ДА, ПА,

НАТА….(с мячом)

2. Дополнить слово подходящим слогом: земляни, смороди (с мячом)

3. Выбрать слоги и составить слова:

РА МА НО ЗА ША ВА

4. Поставь слоги в нужном порядке.

5. Слоговые пазлы.

6. Добавь нужный слог.

7. Составь слово.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков слогового анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте. Семинар-практикум для воспитателей МДОУ
Опубликовано: 8 января 2021 в 10:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков слогового анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте. Семинар-практикум для воспитателей МДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Хромова Ирина Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД