Хромова Ирина Ивановна
Развитие навыков слогового анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте. Семинар-практикум для воспитателей МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышать педагогическую компетентность воспитателей через знакомство с системой работы по формированию слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить и закрепить знания методики формирования слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие навыков слогового анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте, Семинар-практикум для воспитателей МДОУ» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями по развитию слогового анализа и синтеза.
Ход семинара:
Теоретическая часть
Сегодня мы продолжаем разговор о реализации ФГОС в ОО «Речевое развитие» в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет старшая группа, 6-7 лет подготовительная группа).
Обратимся к Программе «От рождения до школы» (2019год)
Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Подразделы ОО «Речевое развитие»
• Развивающая речевая среда.
• Формирование словаря.
• Звуковая культура речи.
• Грамматический строй речи.
• Связная речь.
• Подготовка к обучению грамоте (в подготовительной группе).
Звуковая культура речи (старшая группа)
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Звуковая культура речи (подготовительная группа).
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Подготовка к обучению грамоте (подготовительная группа).
-Дать представления о предложении (без грамматического определения).
- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
-Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша Маша, малина, береза) на части.
- Учить составлять слова из слогов (устно).
-Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Звуковой и слоговой анализ у дошкольников не формируется спонтанно, а требует планомерного специального обучения.
Самостоятельно выделить первый или последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно ребёнку без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной своевременной.
Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.
Можно выделить в подготовке к обучению грамоте два этапа:
на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.
Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
Уважаемые воспитатели, помните!
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
На какие две группы делятся звуки русского языка? Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука :Я- [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Приступая к играм и упражнениям по формированию слогового анализа и синтеза, надо чётко представлять себе последовательность работы.
Очень важно соблюдение порядка формирования умственных действий:
с опорой на наглядные средства (картинки, символы, фишки, движения и т. д.);
в речевом плане (проговаривание);
по представлению - в уме (самое трудное).
Практическая часть
Некоторые авторы считают, что умение произнести слово по слогам является врожденным, так как произнесение опирается на слитную артикуляцию согласного и следующего за ним гласного звука (открытый слог) или произнесение гласного и следующего за ним согласного (закрытый слог). Опираясь на это умение, взрослые предлагают произнести слово не слитно, а по частям.
Этот термин — «часть» — на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети в начале обучения обычно смешивают слог и слово. (Позже, когда они научатся проводить элементарный слоговой анализ слова, следует начать использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог»).
Сначала нужно научить детей произносить слова по частям.
Игры и задания по развитию слогового анализа
1. Игра «Эхо»: МА-ША, МА-РИ-НА….
2. Восприятие движения нижней челюсти тыльной стороной ладони, так как гласный звук произносится с большим раскрытием рта (гласные – «ротораскрыватели»). Сколько гласных – столько и слогов.
3. Составление слоговой схемы слова, используя фишки.
4. Отхлопать слово по слогам.
5. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).
6. Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
7. «Слово можно прошагать». Ребенок делает шаг на каждый слог.
8. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни; сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее).
9. Ребенок поднимает цифру, обозначающую количество слогов в слове.
10. И. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.
11. Сколько слогов в слове. Соедини с нужной цифрой.
12. Обведи предметы в названии которых 1 слог – красным, 2 слога- желтым, 3 слога- зелёным карандашом.
11. Игра "Домики". Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.
12. Графические схемы (_, _/_, _/_/_)
13. «Угадай словечко». Дано несколько картинок и слоговая схема слова. Нужно найти загаданное слово.
Задания могут быть подобраны на определенный звук или по лексической теме.
1. «Зимние картинки»
Подобрать картинки на тему зимы и предложить ребенку найти слова из 2 слогов: зи-ма, сан-ки, лы-жи, шап-ка, сне-жок.
3. «Найди вкусное слово».
Хлопнуть в ладоши, услышав слово из трех слогов: ваф-ли, ле-ден-цы, бул-ка, ка-лач, со-лом-ка, шо-ко-лад, хал-ва.
4. «Накорми животное»
Называть корм для животных, в названии которого 2 слога: тра-ва, се-но, мор-ковь, са-ло, мя-со, кос-ти. Указать, кто питается каким кормом.
5. «Одень куклу».
Дать имена куклам и определить количество слогов: Ле-на, Ка-тя, Та-ня, На-та-ша, Та-ма-ра. Рассмотреть кукольную одежду и подобрать для кукол с двусложными именами такую: кос-тюм, блу-за, брю-ки. А для кукол с именами из трех слогов: са-ра-фан, коф-точ-ка, кур-точ-ка.
6. «Зоопарк».
Картинки с изображением зверей разложить в два домика (нарисовать домики с 2 и 3 окнами). В домике с 2 окнами будут жить животные из 2 слогов и т. д.
Обучение анализу слогового состава слова осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Позже необходимо познакомить детей и с односложными словами (шар, мак, мяч, жук, рак и т. п.).
Ребенок 6 лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в определенной последовательности. Также он должен понимать, что один из них произносится немного более протяжно и громко – это ударный слог.
Вычленение ударного слога - необходимый этап в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста. Умение слышать ударный слог необходимо при обучении чтению и письму, а также для правописания безударных гласных. (графический диктант Хх, хХ, ххХ, Ххх.)
Слышание ударного слога необходимо детям и для правильного понимания тех слов, которые различаются только ударением (замо к – за мок, хлопо к – хло пок, полки – по лки и т. д.)
Педагог обращает внимание ребенка на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из слогов обязательно произносится более протяжно. Воспитатель умышленно усиливает голосом первый слог: ры -ба, мо -ре, Да -ша, Ро -ма, со -ки и другое. Второй слог произносится более коротко, отрывисто.
Игры и задания по развитию слогового синтеза
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА, КА, ДА, ПА,
НАТА….(с мячом)
2. Дополнить слово подходящим слогом: земляни, смороди (с мячом)
3. Выбрать слоги и составить слова:
РА МА НО ЗА ША ВА
4. Поставь слоги в нужном порядке.
5. Слоговые пазлы.
6. Добавь нужный слог.
7. Составь слово.