лариса манаенкова
Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста средствами танца
▼ Скачать + Заказать документы
Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств : слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.
Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.
Публикация «Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста средствами танца» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.
Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на концертах, эстраде, её слушают.
Музыка для танцев делится на народную и профессиональную. Первая живёт в народе. Как и в старину её играют на народных инструментах, под неё танцуют.
Танцевальная музыка, которую сочиняют композиторы, называется профессиональной. Она делится на оригинальную (сочинённую самим композитором) и обработка народных танцев.
В своих истоках танец всегда был и остаётся народным. Именно это и привлекает композиторов. Они часто используют народные танцевальные мелодии в своих произведениях – операх, балетах, сюитах, симфониях.
В мире существует огромное количество танцев. Условно их можно разделить на культовые, сценические и бытовые. Культовые и сценические можно видеть по телевидению. Для их исполнения необходимо особое место (сцена, храм) и специальная подготовка.
Бытовые танцы делятся на народные и бальные. Они существуют для тех, кто любит танцевать.
Бальными называются все танцы, исполняемые в массовом порядке на танцах, дискотеках, вечерах. Как и многое другое, балы остались в далёком прошлом. Но без них трудно себе представить творчество Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Тургенева…Бал был часть культуры 18-19 и начала 20 веков.
Бальные танцы состоят из специально придуманных движений и фигур, которые чередуются в определённом, заранее расписанном порядке. Почти все бальные танцы имеют народные корни, но, став частью придворных праздников, они сильно изменились по сравнению со своими предками.
Примерами творческого долголетия могут служить все следующие танцы : менуэт, гавот, жига, экосез.
В 19 веке на смену старинным танцам пришли новые : вальс, галоп, полька, краковяк, тарантелла, болеро, мазурка.
В начале 20 века в Россию пришли чарльстон, фокстрот, танго. Вслед за ними – рок-н-рол, твист, шейк.
На занятия в разных группах мы знакомим детей с элементами :
классического танца,
русского народного танца,
танцев народов мира,
спортивных танцев,
танцевально – игрового творчества,
детского современного танца, основанного на естественных движениях.
В зависимости от цели и возраста детей могут использоваться различные виды танцевального искусства. Так, например, для совершенствования моторики, чёткости и плавности движений, формирования осанки наиболее эффективным будет использование элементов народного танца, хореографической гимнастики. Для психологической разрядки, поднятия общего тонуса, снятия напряжения обычно используются детские современные танцы. Очень важно, чтобы все дети в танце были эмоционально раскрепощены, передавали своё внутреннее состояние, «заражали» друг друга энергией танцевальных движений.
Классическая музыка и танец.
Движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей ещё в Древней Греции. Считалось, что такие занятия приносят духовное и физическое здоровье.
При восприятии музыкального искусства через движение волшебный мир музыки раскрывает свою высочайшую художественно – эстетическую ценность.
Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», «первый вальс, ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.
Русский народный танец.
Народное творчество, или как его принято называть – фольклор, неисчерпаемый источник добра, любви, мудрости людской. Это мощное средство воспитания.
Можно ли всю жизнь слагать песни, былины, поэмы, рассказывать в них так много о Родине, о ее людях, и ни разу не произнести ни слова? Да, можно! И это язык русского народного танца. В глубокое прошлое уходит история танца, но и сейчас, на пороге третьего тысячелетия, интерес к этому прекрасному виду искусства не угасает. Русское народное танцевальное искусство по праву считается высокохудожественным. Из поколения в поколение сохранялись и с любовью передавались его лучшие образцы. Народные мелодии и песни отличает разнообразие красок, яркость образов и простота форм. Хореография народных танцев богата задорными и выразительными движениями.
Среди плясуний плавно и несмело
Плывет девчонка в гулкой тишине,
Задумчивая, словно лебедь белый,
Красивая, как вишня по весне.
Она не знает, что промчатся годы,
И к ней придут и слава, и почет.
По всей России водят хоровод-
В кругу их эта девушка плывет. (А. Дементьев)
На международных фестивалях танцев Россию в первую очередь представляют русские народные танцы : хоровод, пляска и перепляс.
Эти танцы были распространены почти по всей Древней Руси и служили не только развлекательным целям. Именно на танцах молодые люди присматривали себе невест. Хоровод представлял собой массовый танец, обладающий обрядовой составляющей. В нём нет ограничений по полу, возрасту и по количеству участников.
Пляска – неотъемлемая часть праздничных гуляний. Женская пляска отличается величавостью и плавностью, мужская – сильными, быстрыми, иногда даже резкими движениями.
В современном мире русский народный танец не теряет актуальности. В традиционный танец отлично вписываются современные элементы брейк – данса или хип – хопа, а сам танец всегда открыт для импровизации.
Происхождение русского народного танца связывают с религиозными обрядами, климатическими условиями проживания и особенностями жизненного уклада.
Танцевально – игровое творчество.
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте трёх – пяти лет потребность ребёнка проявить себя в творчестве огромна. Творчество – это не удел избранных, а норма для каждого малыша. Поэтому главная задача детского сада – как можно раньше определить направленность личности и создать условия для самовыражения детей, дать им возможность проявить себя в различных видах музыкальной деятельности.
Наиболее привлекательным для детей является танцевально – игровое творчество – синтез музыкальных образов и выразительных движений тела. В основе его лежит восприятие музыки. Многообразие настроений, музыкальных красок стимулируют фантазию ребёнка, помогают его воображению создать какой-то сюжет. Здесь важно всеми возможными средствами способствовать индивидуальному раскрытию детьми содержания музыкального произведения. После того, как музыка хорошо осмыслена детьми, когда они почувствовали красоту мелодии, метро - ритмическую пульсацию, различные оттенки настроений, можно предлагать им импровизировать, создавать танцевально – пластический образ.
Танцы народов мира.
В мировой танцевальной культуре существует много народных танцев, оставивших заметный след. Однако, не так много танцев с течением времени сумели сохранить высокий уровень популярности. Национальный греческий танец сиртаки можно смело отнести к такому танцу, который донёс свою славу до наших дней.
Сиртаки – популярный греческий танец, чудесная, заводная мелодия, поднимающая настроение. Сиртаки являются одним из символов Греции.
Танец появился ещё в древней Греции, как вид сценических выступлений. В то время он был важной составляющей театрального представления. В каждом жанре имелся самостоятельный танец. Танцоры древнего сиртаки основной упор делали на движения ногами. Ноги были обуты в специальные сандалии с железными накладками, которые при ударах об пол издавали ритмические звуки.
Спортивные танцы.
Так мы условно называем и ритмическую гимнастику, и упражнения со спортивными предметами (мячи, ленты, обручи, и различные перестроения, которые мы используем как на спортивных праздниках, так и на других мероприятиях. Например, перестроения с флажками можно использовать на празднике, посвящённому Дню Защитника отечества; ритмическая гимнастика применима для любого праздника. А на мероприятиях, посвящённых Олимпиаде, просто не обойтись без упражнений и танцев со спортивными предметами.
Детский современный танец.
Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский современный танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Современный танец в отличие от классического танца впитывает все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Поэтому современный танец интересен и близок нашему времени. Современный танец это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело обрело свой полноценный язык. Современный танец убеждает в том, что искусство есть продолжение и познание себя.
Сейчас в нашей стране происходит подъем современного танца. Он живет и активно развивается наряду с другими видами хореографического искусства. Существуют различные школы, группы, театры современного танца, которые отличаются своеобразным стилем танца. Ведь современная хореография – это, прежде всего, авторская хореография. Она стремится выразить все устремления сложного противоречивого внутреннего мира человека, помогает понять самих себя.
3аключение.
Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о взаимосвязи развития эмоционально-образного восприятия и выразительности движения.
У детей появилась уверенность в своих силах, в том, что движение под музыку приносит истинную радость, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений.
Психологи отметили, что работа позволила скорректировать отклонения в эмоциональном развитии, у детей снизился страх перед неудачей.
Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.
Многие выпускники поступают в музыкальные школы, а танцами продолжают заниматься в танцевальных коллективах.