Евгения Леднева
Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования : полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Задачи познавательного развития по ФГОС предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве достаточно велико. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям сложно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, для этого необходимо выработать систему обучения, согласно которой ребёнок самостоятельно сможет решать практические задачи, которые выделяет ФГОС. Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
На территории нашего детского сада организован сенсорный маршрут. Дети знакомятся с ним в начале осени и каждую неделю посещают одну из станций. Каждый маршрут развивает определенный вид восприятия в большей степени и разработан с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей.
Вся территория детского сада поделена на тематические площадки. Любой объект, расположенный там, способствует развитию нескольких видов восприятия. Например, на одной из станций, есть уголок леса, фитоклумба с лекарственными растениями (развитие обонятельного восприятия, фонтан, подвесные звучащие мобили (развитие слухового восприятия, спилы деревьев, шезлонги для сеансов релаксации, солнечных и воздушных ванн (развитие тактильных ощущений).
Воспитанники, в теплое время года ходят по дорожке босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия. Так же с ними проводятся сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и водных процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды.
В группе детского сада, где занимаются дети, организован сенсорный центр. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей) и совместная деятельность детей и взрослого. Время игр в сенсорном центре не регламентируется.
Сенсорный центр разделё н на три зоны:
1. «Солнышко» (развитие зрительного восприятия) содержит игры – экспериментирования со светом, водой, стеклом.
2. «Угадай-ка» (развитие осязания, обоняния и вкуса) содержит пособия по развитию тактильных ощущений, обонятельных чувств; пособия для развития мелкой моторики рук, коробочки с различными запахами. Игры-экспериментирования «Попробуй на вкус», «Угадай, что это?».
3. «Шум-Гам» (развитие слухового восприятия) содержит музыкальные инструменты, изготовленные своими руками. Видео, диски с музыкой. Звучащие коробочки, мячи, шумелки и шуршалки.
В работе с детьми по развитию всех видов восприятия было выделено четыре этапа (рассмотрим их на примере развития зрительного восприятия у детей).
Диагностический этап. Цель – определение уровня сформированности зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста. Для этого ребенку предлагались диагностические задания: «Найди одинаковые по цвету (форме, размеру, предметы», «Покажи то, что я назову», «Назови то, что я покажу» и др.
Обучающий этап. Цель – обучение ориентировки на собственном теле.
Разработан цикл занятий "Помощники, которые всегда с тобой". На этих занятиях воспитанники приобретают ценные сведения об органах чувств и практические умения по уходу за ними. Воспитатель объясняет значение зрения для человека, как зрение может помогать познавать окружающий мир. У детей формируются представления о гигиенических основах организации деятельности (в частности, необходимость достаточной освещенности в помещении). Одно из условий успешного развития зрительного восприятия – соблюдение гигиенических и эргономических требований в работе с детьми. Поэтому объекты для развития зрительного восприятия, находящиеся в функциональных зонах маршрута "Сенсорного сада", должны быть подобраны с соблюдением нормативов цветосветового фона, быть достаточно крупными по размеру.
Формирующий этап. Цель – формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. На формирующем этапе детям предлагаются игры - экспериментирования с различным материалом:
1. Игры со светом («Пускаем солнечные зайчики», «Подаем сигналы фонариками», «Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика, «Теневой театр»);
2. Игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях);
3. Игры со стеклом («Мир в цветном стекле» (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом);
4. Игра «Кто быстрее?» (за определенный промежуток времени, например за две минуты, найти в комнате 10 предметов одинаковой формы и назвать их);
5. Игра «Попробуй на вкус» (узнать на вкус овощ или фрукт). Важно, чтобы дети самостоятельно применяли полученные знания в организации собственной деятельности.
Итоговый этап. Цель – развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. На заключительном этапе в сенсорном центре организованы различные коллекции, такие как «Гора самоцветов», где дошкольники тонко дифференцируют оттенки цвета, подбирая разные материалы (фантики от конфет, кусочки ткани и т. д.); «Книжное царство» (раскладывание книг по порядку в детской библиотеке (от самой толстой до самой тонкой); «Дизайн кукольного домика» (подбор широких и узких занавесок, ковриков; больших и маленьких полок, шкафчиков и др.); «Причёска для куклы» (ленты (короткие, длинные, узкие, широкие) для прически куклам с разной длиной волос). В сенсорном центре дети полностью раскрепощаются, могут проявить все свои творческие способности, чувствуют себя намного увереннее и безопаснее.
Продолжая осваивать и закреплять слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый, серо голубой и т. д., формы, размеры и другие признаки объекта, дети совместно с воспитателем составляют словарики с подбором этих слов. Знакомство с цветовыми оттенками даёт ребёнку возможность сопоставить цвета и установить их различие, а также ребенок учится воспринимать цвет конкретных предметов ("Цветной мир"). При помощи усвоения эталонов формы дети узнают соответствующую фигуру, умеют её называть и находить ей применение ("Математический словарик"). Когда сенсорные эталоны усвоены, дети учатся применять их в качестве образцов ("Следопыты"). Наиболее сложной задачей для детей оказалась оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Например, Антон С. «На ощупь кора твердая, теплая, коричневая». Также дети учатся выступать в роли экскурсовода. Например, воспитатель видит, что дети не могут договориться, как необходимо ухаживать за животными, а затем предлагает им игру «Экскурсия в зоопарк», распределяет роли или становится наблюдателем.
При организации сенсорного центра большое внимание было уделено его внутреннему наполнению, поэтому многие пособия изготовлены самостоятельно и с использованием бросового материала. Все игры побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом. Дошкольники узнают о создании и назначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке пособиями и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. Сенсорное воспитание необходимо осуществлять в единой связи с разнообразной повседневной деятельностью детей.