АННА СОШНИКОВА
Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Целью моей работы по самообразованию в 2018-2019 учебном году было:
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
-продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по выбранной теме, систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников посредством дидактических игр.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки через дидактические игры должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы – формирование и развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством дидактических игр. Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
- Изучение литературы по теме самообразования;
- Разработка перспективного плана по изучаемой теме на учебный год;
- Ознакомление с инновационными методиками, технологиями по развитию мелкой моторики рук через дидактические игры;
-Создание предметно-игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
- Создание дидактического материала (дид. игры, влияющего на развитие и совершенствование мелкой моторики рук
-Проведение диагностики по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр;
-Повышение компетентности родителей в вопросе развития и совершенствования мелкой моторики рук;
-Повышение личную компетентность в данном вопросе.
В рамках работы над темой «Развития и совершенствования мелкой моторики рук посредством дид. игр» мною проведена следующая работа:
-изучила проблему по «Развитию и совершенствованию мелкой моторики рук посредством дид. игр» в контексте требований ФГОС ДО;
-изучила методическую литературу:
• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб. : КОРОНА-ВекГод: 2007
• Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : Эксмо, 2007.
• Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : каро :2008
• Османова Г. А. : Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
• А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики».
• Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
• Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
• Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
• Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: дид. игры для развития мелкой моторики не только, развивают память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность у дошкольников, но еще способствуют развитию речи. Такие упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым.
После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня развития мелкой моторики рук, используя методику Нижегородцевой Н. В. и Шадриковой В. Д.
По итогам мониторинга было выявлено: По полученным результатам, я определила, что в группе, есть дети со всеми уровнями сформированности. У 42 % детей не сформирован уровень развития мелкой моторики, у 41% сформирован в недостаточной мере, и только у 15% сформирован в достаточной мере.
Наибольшие затруднения дети испытывали в задании, где оценивалась точность движений, развитие силы кисти и выносливости пальцев.
Наименьшие затруднения дети испытывали при выполнении заданий на быстроту, ритмичность и осуществлять зрительный контроль за движениями.
Результаты диагностики подтвердили необходимость проведения специальной работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в моей группе.
В работе с детьми я способствовала:
-Развитию мелкой моторики рук у детей посредством дидактических игр (упражнений);
-Развитию движений пальцев и всей кисти в режимных моментах, в свободное время, а также при проведении занятий по интересам «Говорушки».
-Создала условия для самостоятельного развития и совершенствования мелкой моторики рук дошкольников, посредством использования дидактических игр :
-игры с песком,
-пальчиковый театр;
-раскраски, трафареты;
- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)
-информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.
Для достижения результатов использовала следующие методы и приемы:
- Словесный метод.
Словесные обращения к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
- Наглядно-действенный метод.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
- Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
- Игровой метод.
Дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.
Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения;
- обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:
Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:
1. стимулирует развитие мелкой моторики;
2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3. помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ;
4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.
Игры – шнуровки :
1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;
4. способствуют развитию речи;
5. развивают творческие способности;
6. развивают усидчивость;
7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
В результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень развития мелкой моторики рук, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что благотворно влияет на развитие умений и навыков в художественном творчестве, на развитие речи.
Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:
• Индивидуальные беседы - советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы. Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
• Консультации:
«Пальчиковые игры их роль и значение в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; «Игры на развитие мелкой моторики рук».
• Сообщение на родительском собрании «О необходимости развития мелкой моторики рук через дид. игры», «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
• Рекомендации родителям определяю в виде памяток «С пальчиками играем, речь развиваем», «Игры из сундучка»; «Говорящие прищепки».
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки посредством дид. игр у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков дошкольников помогает развивать речь и интеллект, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Завершающим этапом моей работы по самообразованию была публикация на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».