Елена Шумцова
Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
«Чем больше мастерство в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляют его развиваться»
Л. С. Выготский
Актуальность темы:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Изобразительная деятельность ребёнка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.
Работа по данному направлению предназначена для того, чтобы развить у детей пятого, шестого, седьмого года координацию кистей и пальцев рук; научить изображать предметы, явления природы, используя средства нетрадиционных художественных техник рисования. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук даёт ребёнку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной или ватной палочкой, оттисками, печатками из картофеля, лука. капустного листа, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребёнка в школе, готовность руки к письму. В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к письму стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребёнок уже учится в первом классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя. Здесь следует выделить несколько взаимосвязанных проблем:
- У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей рук.
- Слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
- Недостаточный уровень речевой активности.
- Дети плохо выполняют задания по образцу, слабо развита зрительно-моторная координация.
Исходя из этих проблем, данная методическая разработка, составленная и апробированная, имеет систему работы по развитию мелкой моторики как подготовки руки дошкольника к письму через использование нетрадиционных техник рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Их использование способствует:
- Развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребёнка к письму.
- Развитию у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательной координации кистей и пальцев рук, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
- Эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.
- Эмоционально-положительному отношению к самому процессу рисования.
- Самовыражению, как личности, то есть отображения своего эмоционального и фантазийного мира.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
4. Развивать творчество, фантазию.
Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема «Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования», в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества.
Организация НОД:
Система работы рассчитана на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагога во вторую половину дня. Проводится в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учётом возраста детей составляет 20-35 минут. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.
Методы и приёмы обучения техникам нетрадиционного рисования :
1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
2. Проговаривание последовательности работы.
3. Показ воспитателя, использование интерактивных презентаций с поэтапным изображением правильного положения рук при знакомстве с новыми техниками нетрадиционного рисования.
4 Пальчиковая гимнастика и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
5 Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
6. Музыкальное сопровождение.
7. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
8. Оформление выставок.
Ожидаемый результат:
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщённые способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
- Повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
Методические рекомендации:
Организуя деятельность по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. При выборе техник по нетрадиционному рисованию мною учитывались возрастные особенности детей, с возрастом ребёнка постепенно расширялось содержание работы, усложнялись формируемые умения и навыки, элементы, выделялись новые средства выразительности.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце работы в ходе диагностики. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения материала в ходе реализации программы.
Для проведения диагностики умений был использован тест на развитие графических навыков Н. В Нижегородцевой. Обследовано 15 детей. Оценка результатов теста проводилась по 6-и параметрам:
1. Характер линий.
2. Размер элементов.
3. Форма элементов.
4. Наклон.
5. Отклонение от строчки.
6. Последовательность элементов.
При первичном диагностировании было выявлено, что 40% (6 детей) имеют низкий уровень развития графического навыка, средний уровень развития показали 50% (7 детей, высокий уровень развития 10% (2 детей). У многих детей были трудности в выполнении графических движений, необходимо было подобрать упражнения для развития мелкой моторики. После проведённой работы, по результатам итоговой диагностики повысился процент детей имеющих средний 70% (9 детей) и высокий 25% (5 детей) уровни развития мелкой моторики, низкий уровень 5% (1 ребёнок) остался только у одного.
Представленная вашему вниманию система работы поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей 4-7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005. – 155 с.
3. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. : «ВЛАДОС», 2001. – 256 с.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб : "КАРО” 2007.
5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду : планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ. : КАРО, 2008.– 90 с.
6. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М. : ООО Астрель, 2012. – 80 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Психолог, 2001, 284с.