Елена Баранова
Проект: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект:«Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры» для детей второй младшей группы от 3 до 4 лет.
Воспитатель: Баранова Е. В.
Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Публикация «Проект: „Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Задачи:
• Подготовить методический материал, план работы;
• Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
• Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
• Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
• Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Система работы представлена по следующим направлениям:
• В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
• Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
• Работа с родителями - консультации и беседы.
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.
I этап - Организационно-диагностический.
II этап - Теоретический.
III этап – Обобщающий
Форма отчета:
1. Сделать консультацию для родителей по развитию мелкой моторике дошкольников.
2. Провести анкетирование родителей.
3. Составить картотеку дидактических игр и пальчиковых игр.
Формы работы:
1. Индивидуальная работа;
2. Совместная работа с детьми;
3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемые результаты:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые предметы, карандаши, кисть, будут развиты внимание, память, мышление, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.
Практическая часть.
Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координацию и точности движение руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
развивать воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческих активностей;
обогащение предметно – развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
повышение компетентности родителей в вопросе развитие речи детей, мелкой моторике с использованием дидактических игр.
Чтобы достичь поставленных задач я использую различные формы работы. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Одним из методов работы является дидактические игры. Дидактические игры и пособия с пуговками и шнуровкой, молниями, бантиками и т. д. :
упражнение с прищепками (бельевыми прищепками) дидактические игры и пособия
молнии (расстёгивание и застегивание молний)
морковка, свёкла, солнышко, ананас и т. д. (с прищепками)
шнуровка (картинки и шнурок)
пазлы, мозаика, бусы, массажные мячи и т. д.
Перспективный план п развитию мелкой моторики
Формы работы
Организационно-диагностический
С детьми
Сентябрь
Проведение диагностического обследования
Теоретический
Октябрь
Заучивание пальчиковых игр:
«Апельсин», «Как живёшь?», «Семья»,
«Овощи», «Дружба»
Дидактические игры:
«Мозаика», «Бусы», «Цветные пуговицы»
Обобщающий
Ноябрь
Заучивание пальчиковых игр:
«Капуста», «Осень», «Фрукты»,
«Есть игрушки у меня»
Дидактические игры:
«Конструктор», «Бусы», «Чудесный мешочек»
Декабрь
Заучивание пальчиковых игр:
«Ёлка», «Снежок», «Замок»
Дидактические игры:
«Найди вторую половинку» - разрезные картинки
«Найди одинаковые рукавички», «Третий лишний»
Январь
Заучивание пальчиковых игр:
«Медведь», «Белка»
Заучивание игр с массажными мячиками: «Непростой шарик»
Дидактические игры:
«Разрезные картинки», «Собери матрёшку», «Пирамидка», «Скрепки»
Февраль
Заучивание пальчиковых игр:
«Быстро тесто замесили», «Кормушка»,
«Дикие животные»
Заучивание игр с массажными мячиками: «Ёжик»
Дидактические игры:
«Пазлы», «Катушка»,
«Игры с прищепками», «Разноцветные резинки»
Март
Заучивание пальчиковых игр:
«Весна», «Кап, кап, кап.», «Уточка», «Дом»
Заучивание игр с массажными мячиками: «Орех»
Дидактические игры:
«Мозаика»
«Поиск предметов в миске с крупой», «Собери бусы»
С родителями
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»
Памятка «Значение мелкой моторики очень велико»
Памятка для родителей по пальчиковой гимнастике.
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».
Консультация «Родителям о речи ребенка»
Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»
Папки-передвижки «Игры с пальчиками»
Памятка для родителей: «Игры с прищепками»
Консультация «Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?»
Консультация для родителей «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Вывод: выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга). Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Дальнейшая моя работа будет проходить в поиске новых методических приёмов, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности.