Назифа Мамедова
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
▼ Скачать +Заказ
Примерный план работы педагога.
1 этап. Подготовительный (выявление)
Содержание работы
Сроки реализации
1. Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование её актуальности, необходимости рассмотрения
Актуальность выбранной темы :
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» размещена в разделах
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
1-й год работы над темой
2. Постановка целей, задач работы
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2 этап. Аналитический (изучение)
Содержание работы
Сроки реализации
1. Составление плана работы по самообразованию
Перспективный план (Срок реализации 2021-2022 учебный год)Теоретический этап
№ Содержание работы Сроки выполнения Примечания
1 Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, Интернет-ресурсы)
В течение года Приобретение пособий и дидактического материала.
2
Разработать и подобрать дидактические игры, задания игрового содержания по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Создавать условия для развития познавательной активной деятельности через пополнения развивающих центров.
Прививать детям интерес к знаниям с помощью интересных заданий и дидактических игр.
Участие в вебинарах и курсах повышения квалификации по теме самообразования В течение года Подписка на печатные издания
Практический этап
3 Составление плана работы Сентябрь Перспективный план работы
4 Консультации для родителей Октябрь «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
5 Памятка Ноябрь «Пальчиковые игры для малышей»
6 Индивидуальные беседы Декабрь «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
7 Создание картотеки потешек для работы с детьми. Январь Работа с родителями
8 Рекомендации для родителей Февраль «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
9 Папка – передвижка Март «Рисуем без кисточки»
10 Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок Апрель Привлечь родителей к изготовлению настольных игр своими руками
11 Анкетирование родителей.
Отчет о проделанной роботе на тему Май «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
1-й год работы над темой
3 этап. Организационный (обобщение)
Содержание работы
Сроки реализации
1. Теоретическая часть:
*Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, работа с родителями, опыта работы коллег и т. п
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.
«Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М. :ООО «ЭКСМО»,2011.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
1-й год работы над темой
2. Практическая часть:
*Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности.
Разработка коллекции для игр и упражнений. Разработка групповых занятий. Работа над созданием методических папок. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Разработка плана. Изготовление табличек для дидактических игр.
Рисунки, альбомы-передвижки, совместно с родителями.
Приобретение необходимого оборудования.
*Выступление на педагогическом совете
4 этап. Завершающий (внедрение)
Содержание работы
Сроки реализации
1. Оформление результатов обследования детей по проблеме
Анализ проделанной работы.
1-й год работы над темой
2. Оформление опыта работы
Картотека игр.
Чтение художественной литературы.
Оформление картотеки игр.
Взаимодействия с родителями: консультации памятки совместная продуктивная деятельность родителей и детей по теме плана.
5 этап. Презентационный (распространение)
Содержание работы
Сроки реализации
Выступление на педагогическом совете
В ходе дальнейшей
педагогической
деятельности
Подготовка материала к публикации на интернет сайтах, изданиях