МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики изонити

Ирина Шершнева
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики изонити
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики. (изонить)».

Данную тему я взяла не случайно. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи.

Мышцы рук выполняют три основные функции:

Органов движения;

Органов познания;

Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики изонити» размещена в разделах

Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе

воспитания и обучения детей, имеющих отклонение в речевом развитии,

неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5- 7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи.

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые

важные для его будущего качества: речевые способности, внимание,

координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры

головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с

пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в

которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для

его умственного и психического развития.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев,

сейчас очень много: пальчиковые игры, рисование, лепка, аппликация и занятия рукоделием, к которому относится вышивание - изонить.

Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.

В нашем детском саду проводятся занятия по ручному труду «Волебная иголочка» (техника изонити). Данная техника очень интересная и взята не случайно.

Техника несложна для освоения, и даже первые пробные работы получаются очень красивыми. Дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин. Как показывает опыт, эти занятия одинаково интересны как девочкам, так и мальчикам.

Занятие способствует умственному и эстетическому развитию, расширяет кругозор, формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, воспитывает художественный вкус, учит наблюдать. Техника требует усидчивости, точности, ловкости рук, но все это приобретается в процессе занятий.

Ребенок сначала рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, выбирает основу, цвет нити.

Учить детей нужно не спеша, постепенно, тогда начинают работать

руки, вместе с ними мысль, глаз; появляется творческий порыв к исполнению

своей работы.

Свою работу я начала с обследования уровня развития мелкой моторики.

По результатам обследования разделила детей на 2 группы : с высоким

уровнем развития мелкой моторики и средним.

Это позволило реализовать:

1. Индивидуально - дифференцированный подход к детям во время

2. занятий.

3. Предъявлять разноуровневые задания.

4. Постоянно держать в поле зрения тех, кто затрудняется в работе.

Обучение технике может осуществляться в разных формах: на занятиях с подгруппами и индивидуально. В группе по 6-7 человек.

Занятия провожу 4 раза в месяц, длительность зависит от возраста детей (25-30 минут). При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети не только вышивают, но и дорисовывают не достающие детали. Дети работают не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.

Структура занятия включает в себя 3 части:

вводная, основная и заключительная.

Вводная часть - каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.

В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и я провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества.

Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.

Свою работу строю на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

Взаимосвязи содержания занятий с лексико - тематическими циклами.

Максимальное использование всех частей занятия для активной

речевой практики детей.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

швейные иглы с широким ушком;

ножницы;

шило;

цветные нитки (подходят все типы ниток, но при освоении техники лучше использовать цветные катушечные нитки № 20-40);

набор цветного картона, «бархатная» бумага;

карандаши, линейки, циркули;

кусок пенопласта, которые подкладывают под картон при прокалывании отверстий;

скотч.

На первом этапе у детей возникают трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити нужно заранее готовить для детей иголки с нитками и делать разметку будущего рисунка на картоне. Чтобы не завязывать узелки удобно начало и конец нитки на изнаночной стороне закрепить скотчем.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов.

Изображение окружностей, дуг, овалов, моделирование с их использованием образов.

Научиться изображать различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображения углов. Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов.

К изображению окружностей следует приступать, когда у детей выработаются прочные навыки работы с углами. Работая над окружностями, дети должны постоянно упражняться и в выполнении углов. Полезно предложить им рисунки, в которых сочетаются углы и окружности.

Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась. Если не получилось не беда, получится в следующий раз. Способствуя созданию ребёнком выразительности художественного образа, на занятиях использую музыкальное сопровождение.

В результате дети:

1. Научились определять эстетически значимую цель.

2. Предвидеть конечный результат работы

3. Реализовывать свой замысел.

4. Умело обращаться с предметами для вышивания.

5. Овладели техническими навыками работы с инструментами (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда).

Работа с иглой способствовала развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствовала координации движений, гибкости, точности выполнения действий.

6. Усвоили технологическую последовательность процесса вышивания.

7. Закрепели полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Все это важно для подготовки руки ребенка к письму, к учебной деятельности к школе.

Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.

Считаю, что работа с детьми по ручному труду является важной и значимой для воспитанников ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Косинова Е. М. «Гимнастика для пальчиков». ОЛМА - Пресс, 2001 г.

2. Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие» М. ,Просвещение, 2005 г.

3. Сековец Л. С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников».

4. Программно - методическое пособие. АРКТИ, 2005 г.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей

дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием».

М., Школьная пресса, 2002 г.

6. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М. : Легпромбытиздат, 1993.

7. Гусарова Н. Н. Техника изонити для школьников. - С. -П. :, Детство-Пресс, 2004.

8. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С. -П. : Литеро, 2005.

Использованы ресурсы:

9. https://www.itn.ruhttps://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1

10. https://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 201»

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики. (изонить)».

Воспитатель МДОАУ № 201

Шершнева Ирина Леонидовна

г. Оренбург, 2020г.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик»Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» Учитель-логопед О. С. Шикаленко.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики изонити
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 18:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики изонити» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шершнева (УИ 283075) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД