Ирина Шершнева
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики изонити
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики. (изонить)».
Данную тему я взяла не случайно. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи.
Мышцы рук выполняют три основные функции:
Органов движения;
Органов познания;
Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики изонити» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изонить. Техника нитяной графики
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе
воспитания и обучения детей, имеющих отклонение в речевом развитии,
неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5- 7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые
важные для его будущего качества: речевые способности, внимание,
координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры
головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с
пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в
которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для
его умственного и психического развития.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев,
сейчас очень много: пальчиковые игры, рисование, лепка, аппликация и занятия рукоделием, к которому относится вышивание - изонить.
Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.
В нашем детском саду проводятся занятия по ручному труду «Волебная иголочка» (техника изонити). Данная техника очень интересная и взята не случайно.
Техника несложна для освоения, и даже первые пробные работы получаются очень красивыми. Дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин. Как показывает опыт, эти занятия одинаково интересны как девочкам, так и мальчикам.
Занятие способствует умственному и эстетическому развитию, расширяет кругозор, формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, воспитывает художественный вкус, учит наблюдать. Техника требует усидчивости, точности, ловкости рук, но все это приобретается в процессе занятий.
Ребенок сначала рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, выбирает основу, цвет нити.
Учить детей нужно не спеша, постепенно, тогда начинают работать
руки, вместе с ними мысль, глаз; появляется творческий порыв к исполнению
своей работы.
Свою работу я начала с обследования уровня развития мелкой моторики.
По результатам обследования разделила детей на 2 группы : с высоким
уровнем развития мелкой моторики и средним.
Это позволило реализовать:
1. Индивидуально - дифференцированный подход к детям во время
2. занятий.
3. Предъявлять разноуровневые задания.
4. Постоянно держать в поле зрения тех, кто затрудняется в работе.
Обучение технике может осуществляться в разных формах: на занятиях с подгруппами и индивидуально. В группе по 6-7 человек.
Занятия провожу 4 раза в месяц, длительность зависит от возраста детей (25-30 минут). При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети не только вышивают, но и дорисовывают не достающие детали. Дети работают не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.
Структура занятия включает в себя 3 части:
вводная, основная и заключительная.
Вводная часть - каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.
В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и я провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества.
Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Свою работу строю на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
Взаимосвязи содержания занятий с лексико - тематическими циклами.
Максимальное использование всех частей занятия для активной
речевой практики детей.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
швейные иглы с широким ушком;
ножницы;
шило;
цветные нитки (подходят все типы ниток, но при освоении техники лучше использовать цветные катушечные нитки № 20-40);
набор цветного картона, «бархатная» бумага;
карандаши, линейки, циркули;
кусок пенопласта, которые подкладывают под картон при прокалывании отверстий;
скотч.
На первом этапе у детей возникают трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити нужно заранее готовить для детей иголки с нитками и делать разметку будущего рисунка на картоне. Чтобы не завязывать узелки удобно начало и конец нитки на изнаночной стороне закрепить скотчем.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов.
Изображение окружностей, дуг, овалов, моделирование с их использованием образов.
Научиться изображать различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображения углов. Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов.
К изображению окружностей следует приступать, когда у детей выработаются прочные навыки работы с углами. Работая над окружностями, дети должны постоянно упражняться и в выполнении углов. Полезно предложить им рисунки, в которых сочетаются углы и окружности.
Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась. Если не получилось не беда, получится в следующий раз. Способствуя созданию ребёнком выразительности художественного образа, на занятиях использую музыкальное сопровождение.
В результате дети:
1. Научились определять эстетически значимую цель.
2. Предвидеть конечный результат работы
3. Реализовывать свой замысел.
4. Умело обращаться с предметами для вышивания.
5. Овладели техническими навыками работы с инструментами (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда).
Работа с иглой способствовала развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствовала координации движений, гибкости, точности выполнения действий.
6. Усвоили технологическую последовательность процесса вышивания.
7. Закрепели полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Все это важно для подготовки руки ребенка к письму, к учебной деятельности к школе.
Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
Считаю, что работа с детьми по ручному труду является важной и значимой для воспитанников ДОУ.
Список использованной литературы:
1. Косинова Е. М. «Гимнастика для пальчиков». ОЛМА - Пресс, 2001 г.
2. Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие» М. ,Просвещение, 2005 г.
3. Сековец Л. С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников».
4. Программно - методическое пособие. АРКТИ, 2005 г.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием».
М., Школьная пресса, 2002 г.
6. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М. : Легпромбытиздат, 1993.
7. Гусарова Н. Н. Техника изонити для школьников. - С. -П. :, Детство-Пресс, 2004.
8. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С. -П. : Литеро, 2005.
Использованы ресурсы:
9. https://www.itn.ruhttps://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1
10. https://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 201»
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам овладения технологией нитяной графики. (изонить)».
Воспитатель МДОАУ № 201
Шершнева Ирина Леонидовна
г. Оренбург, 2020г.