Терехова Татьяна
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством творчества
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1) Презентация на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСТВА»
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 23 г. Ставрополь Терехова Т. А.
(слайд 3)В детском саду современные дети дошкольного возраста проводят большую часть своего сознательного времени.
Поэтому задачей воспитателя является создание таких условий, при которых ребёнок развивался бы всесторонне и активно.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством творчества» размещена в разделах
Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии играет мелкая моторика рук.
Дело в том, что основную информацию об окружающем мире ребёнок получает через прикосновение. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы.
(слайд 4) Действительно, на кончиках пальцев располагаются множество рецепторов, которые посылают в центральную нервную систему человека импульсы. А воздействие на акупунктурные точки, расположенные на кистях рук, позволяет влиять на внутренние органы с целью регулирования их работы.
Еще до нашей эры учёным было известно влияние уровня развития рук на мозг человека. Так, специалисты восточной медицины утверждали, что игры, в которых задействованы руки и пальцы ребёнка приводят в гармоничное отношение тело и разум, положительно действуя при этом на мозговые системы. Это объясняет влияние развития мелкой моторики рук на уровень развития речи.
(слайд 5) Все знают что развитие мелкой моторики оказывает положительное воздействие на весь организм в целом и готовит руку к письму, развивает интеллект детей. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребенок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память и воображение.
(слайд 6) Существует много игр, методов и приёмов для тренировки пальчиков детей это
Традиционные методы.
•Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
• Пальчиковые игры с речевым сопровождением и без него;
• Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка,складывание разрезных картинок;
•Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т. д. ;
• Пальчиковый и перчаточный театры.
Очень важно начинать работу над развитием мелкой моторики с самого раннего детства.
(слайд 7)Во время занятий продуктивной творческой деятельностью у ребёнка развиваются психические процессы и личностные качества, происходит приобретение бесценного жизненного опыта. Говоря о продуктивно-творческой деятельности, мы подразумеваем создание ребёнком чего-то нового, неповторимого.
(слайд 8)Особую роль играет рисование. Именно с него начинается творческая деятельность ребёнка.
В процессе создания изображения происходит совместное развитие руки и глаза, так как на всех этапах необходим зрительный контроль.
Рисуя инструментами, близкими по форме к тем, какие будут использоваться в школе, происходит формирование первоначальных графических навыков.
(слайд 9) Также большой интерес для дошкольников представляет конструирование. В различных многочисленных постройках, как правило, отражена окружающая действительность.
Важно отметить, что мышление во время конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.
Так, создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения.
Во время выполнения движений у ребёнка развивается мелкая мускулатура пальцев, пространственное и тактильное восприятие и творческая активность.
(слайд 10)Лепка является одним из самых распространённых и широко используемых средств. С одной стороны, лепка требует развитых восприятий и ощущений от ребёнка, а с другой сама способствует их совершенствованию.
Главное её преимущество перед другими видами изобразительной деятельности заключается в том, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой.
Стараясь как можно точнее передать форму изображаемого предмета, ребёнок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий головного мозга.
(слайд 11) Работа с бумагой один из любимых видов деятельности детей, так как бумага может стать основой для многих интересных игр. Педагоги и психологи отмечают, что разрывание, разрезание, сгибание и сминание бумаги не только способствует развитию мелкой моторики рук, но и носит терапевтический характер, благотворно влияя на нервную систему ребёнка. При выполнении различных работ пальцы становятся сильными и гибкими.
(слайд12) Не стоит забывать и о том, что прививает любовь к природе и способствует развитию мелкой моторики такой вид деятельности как работа с природным материалом. Изготовление поделок процесс очень трудоёмкий и кропотливый, так как природный материал, как правило, очень хрупкий.
Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Мелкие и тонкие движения становятся более чёткими, быстрыми, точными и скоординированными. Кроме развития мелкой моторики рук, данные занятия способствуют развитию воображения, образного мышления, фантазии и необходимых навыков самообслуживания.
Начинать работу продуктивно-творческой деятельностью лучше не с самих занятий, а с подготовки к ним. Необходимо подготовить руку ребёнка к выполнению сложных двигательных движений. Наиболее эффективным средством для этого является массаж каждого пальчика и кисти рук.
(слайд 13) Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные.
К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием природного материала (шишки, орехи, крупы, макароны,семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, игры с применением различных бытовых предметов (прищепки,пробки,пуговицы,губки (слайд 14)а так же волчки, счетные палочки Кюизенера,блоки Дьенеша.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
(слайд15) Конечно, даже овладев на достаточно высоком уровне рисованием, аппликацией, лепкой или конструированием ребёнок не научится писать. Данные виды продуктивной деятельности позволяют только укрепить руку, сделать её более умелой, научить легко и свободно управлять используемым инструментом, способствуют становлению связи рука-глаз. Все это является важными предпосылками для успешного обучения ребёнка в школе. Ведь не само обучение письму, а подготовка к нему является наиболее важным составляющим подготовки ребёнка к следующей ступени образования.
(слайд16)Спасибо за внимание!
Литература:
Губанихина Е. В., Шикина К. Д. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 167-170. — URL https://moluch.ru/archive/80/13846/ ( дата обращения: 07.02.2018).