Наталья Бебелина
Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение развития мелкой моторики рук ребенка очень велико. Уже давно, необходимость развития движений пальцев признана педагогами всего мира.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития мозга детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
2. Игра с пальчиками в различные упражнения создают благоприятный, эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь станет белее четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Выполняя упражнения пальчиками, ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка разовьются воображение и фантазия. Овладев необходимыми ему упражнениями, он сможет в дальнейшем «рассказывать» стихи руками.
В результате кисти и пальцы рук ребенка приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем поможет овладеть навыком чтения, письма и обогатят его внутренний мир.
Все упражнения делятся на три группы:
1. Упражнения для кистей рук.
(Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.)
- Учат напрягать и расслаблять мышцы.
- Некоторое время помогают сохранять положение пальцев.
- Развивают умение переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические:
- Совершенствуют ранее полученные навыки и требуют более точных движений.
3. Упражнения для пальцев динамические:
- Развивают точную координацию движений.
- Учат сгибать и разгибать пальцы рук.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие находится в норме.
Когда читаешь литературу из серии развивающих игр по мелкой моторики, то замечаешь что все игры разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Работая с детьми разного возраста, использую основной принцип дидактики: от простого к сложному.
Так например, дети младшего возраста выполняют «пальчиковые» упражнения в большинстве случаев одной рукой. Вот здесь, безусловно, нужна помощь педагога, чтобы помочь ребенку освоить выполнение упражнений двумя руками. Обязателен показ педагога с проговариванием текста.
Старшие дошкольники вполне могут справиться с различными пальчиковыми играми и упражнениями как с помощью взрослого, так и самостоятельно, разнообразив их словесным проговариванием, а также используя различные предметы.
Какие упражнения на развитие мелкой моторики рук я использую :
1. Запускать пальцами мелкие и крупные волчки.
2. Катать по очереди каждым пальцем мелкие камешки, бусинки, шарики.
3. Сжимать и разжимать кулачки (бутоны цветов).
4. «Ходим по столу» пальчиками.
5. Показывать отдельно каждый палец с названием (младший возраст).
6. Барабанить всеми пальцами по столу.
7. «Перемешивать» пальчики в воздухе.
8. Делать фонарики кистями рук.
9. Хлопать в ладоши тихо и громко.
10. Собирать пальчики в щепотку.
11. Нанизывать крупные бусины на нитку.
12. Наматывать проволоку или веревочку на свой палец.
13. Завязывать узлы на толстой бечевке, шнурки (старший возраст)
14. Застегивать пуговицы, молнии, заводить мех. игрушки ключиком.
15. Рвать бумагу на мелкие кусочки.
16. Массаж каждого пальчика в отдельности (СУ- ДЖОК).
17. Изображать пальчиками буквы и цифры (старший возраст).
18. Растирание палочек и карандашей между ладонями.
19. Выкладывание букв с помощью счетных палочек. И т. д.
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, а также различные упражнения для развития мелкой моторики рук тесно связаны с направлениями в ФГОС.
Социально-коммуникативное направление:
Во время подготовки к сюжетно-ролевым играм (изготовление атрибутов, проведение общих игр со словами, дети учатся общаться между собой, помогают, подсказывают друг другу, это происходит как бы само собой, но в то же время повышается взаимовыручка и интеллектуальный уровень.
Речевое:
Речь детей становится более четкой ритмичной, яркой, развивается память, умение составлять предложения по картинкам, активизируется словарный запас, развивается звуковая культура речи.
Художественно-эстетическое:
Здесь очень большой потенциал для детей и педагогов. Это: рисование карандашами, восковыми мелками, различными предметами (одноразовые вилки, кусочки бумаги, маленькая детская обувь и т. д., лепка из глины, пластилина, изготовление поделок из бумаги, природного материала.
Заштриховка различных фигур, как готовых, так и нарисованных детьми, работа с ножницами под присмотром взрослого.
На прогулке рисование палочками на песке и цветными мелками на асфальте.
Познавательное:
Дети развивают фантазию, придумывают различные новые движения, познают окружающий мир, с помощью пальцев рассказывают о своей семье. Играя в различные речевые игры, применяют артикуляционную гимнастику, конструктивные приемы, с помощью которых дети учатся находить что то новое.
Физическое:
Выполняя упражнения с мячом, гимнастической палкой, дети развивают не только мелкую, но и общую моторику. На зарядке обязательное произношение потешек, прибауток, небольших стишков вызывает у детей эмоциональный настрой.
Хочется также отметить три важных момента: Любые упражнения и игры будут эффективны только в том случае, если ими заниматься регулярно. По возможности меняйте и пополняйте развивающую среду в зависимости от интересов, возраста детей и сезонных явлений. Процесс развития мелкой моторики рук пойдет быстрее и веселее, если будете работать в тесном контакте с родителями и давать детям возможность проявлять самостоятельность.