Анна Варфоломеева
Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, посредством якутских настольных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Березка» Таттинский улус с. Ытык-кюель
Варфоломеева Анна Серафимовна
Воспитатель
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР[/b]
Аннотация: в статье дается описание якутских настольных игр, которые развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста. В работе также обозначено их значение и представлена методика обучения настольным играм.
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, посредством якутских настольных игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Настольные игры своими руками
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика Саха. Якутия
- Якутские игры
- Темочки
Ключевые слова: развитие мелкой моторики рук, дети дошкольного возраста, якутские настольные игры.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического, психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Выдающийся русский просветитель VIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. По словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Сотрудники институту физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцовой доказано, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. По Фоминой Л. В. выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг. Чем свободнее малыш владеет своими пальцами, тем лучше развито его мышление. Для развития детской психики очень важна мелкая моторика – так называют мелкие, точные движения. Исследования показали, что развитие памяти и интеллекта в большей степени зависит от развития мелкой моторики ребенка [2, с. 82].
Современные исследования физиологов подтвердили предположение о том, что нервные окончания пальцев рук, да и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий. Не случайно проекция кисти в коре головного мозга занимает самую большую площадь. На руке находится много точек и зон, обладающих общим успокаивающим и тонизирующим действием на организм. От кончиков до основания пальцев рук располагается зона, имеющая наибольшую связь с головным мозгом [1, c. 131].
Якуты приобщали своих детей через игру к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа. Настольные игры, такие, как «Хабылык», «Хаамыска», «Куорчэх ытыйыы», «Тырыынка», «Тыксаан», «Дугда», развивали у детей воображение, наблюдательность, логическое и творческое мышление, ориентировку пространстве, память, точность, тонкую моторику рук. Учеными-психологами установлена прямая корреляционная зависимость между развитием интеллектуальных способностей и речи ребенка и развитием мелкой моторики рук. Через настольные игры с подсчетами якуты передавали детям свои знания о числах, действиях над ними. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. И поэтому стирание грани между народными и обучающими играми недопустимо [3, c. 5].
В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.
Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость, умственные способности, а также формирует у ребенка творческое мышление.
Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга.
В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.
Все больше и больше участников вовлекаются в национальные настольные игры. Федерация подготовила организаторов, квалифицированных судей и первых мастеров спорта. Это – Д. Я. Федотов, А. К. Чириков, М. В. Павлова, Н. В. Троева (Егорова). Все они родом из Верхневилюйска. В последние годы абсолютными чемпионами различных турниров становились А. И. Донской, Н. К. Терентьев, М. М. Петров, К. М. Алексеева.
Одним из преимуществ настольных игр является то, что для их организации нет необходимости в больших финансовых затратах.
Федерация настольных игр существует уже двадцать шесть лет и главной задачей ее является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Вместе с ГБУ «РЦНВС им. В. Манчаары» Федерация национальных настольных игр активно пропагандирует настольные игры хабылык и хаамыска среди населения. Ежегодно проводятся республиканские турниры по этим играм
среди взрослых и детей школьного возраста, игры включаются в программу республиканских соревнований «Игры предков».
Создана образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего возраста, пересмотрены и обновлены нормативы на присвоение спортивных званий и разрядов по этим играм. Эти проекты являются стимулом для развития настольных игр в республике. Таким образом, хабылык и хаамыска с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи.
В настоящее время перед Федерацией стоит задача популяризации этого вид спорта за пределами региона. Принимают участие в организации занятий и соревнований по якутским играм среди гостей из зарубежья во время МСИ «Дети Азии». Мастера обучают их исконной игре хабылык и хаамыска.
Предлагаем описание некоторых якутских настольных игр :
1. «Куерчэх». Вращение деревянной мутовки на время. Выигрывает тот, чья мутовка дольше всех будет вращаться.
2. Тыксаан (перевода нет).
Тыксаны делают из тальника одинакового размера диаметром примерно 1 см, длиной 1,5 см, штук 50–60. Играют поочередно несколько человек. Все тыксаны собирают в ладонь и рассыпают их на столе. Это действие называют «Кутуу» (в переводе означает «выливать»). «Вылитые» тыксаны рассыпаются по-разному: поперечной стороной, навзничь, друг на друга. Если два тыксана легли друг на друга тыльной и внутренней стороной, «лишний» забирает их к себе. Затем он отстреливает лежащие навзничь тыксаны лежащими в таком жеположении, обратной стороной – такими же. Если попадет в цель, не задев других, то забирает пораженный тыксан и продолжает игру. В противном случае прекращает играть. Следующий по очереди «льет» заново. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся тыксаны. Тыксаны не считают по количеству. Все игроки по кругу на стол бросают по два тыксана. У кого остался лишний тыксан тот победитель.
3. Тырыынка.
Встречается и другое название этой игры – «Кыймырыыт». Игроков двое, может быть и больше. Тырынки изготавливают из нащепанных лучинок. По длине они должны равняться ширине ладони, быть тоньше спичек и округлой формы. Количество их произвольно. Игрок, зажев тырынки в ладони, опускает руку на стол и резко разжимает ее. Упавшие отдельно он забирает себе. Верхнюю из лежащих друг на друге нужно с помощью специальной тырынки с загнутым концом отсоединить от других. Условие: не сдвинуть соединение. В противном случае игра переходит к другому. Играют до последней тырынки. Выигрывает тот, у кого в итоге остается большее количество тырынок.
4. Хабылык (перевода нет).
Игрой «Хабылык» увлекались и дети, и взрослые. Данная игра похожа на русские игры черепками. Нащепанную лучину шириной в 25 мм, толщиной – в 2 мм разрезали на обрезки («Хабылыки»). В зависимости от наличия зубчиков, их количества, хабылыки – «должностные лица» подразделялись на воронов (6 зубчиков, коней (5, кобыл (4, иноходцев (3, стригунов (2) и т. п. Хабылыки без зубчиков назывались кровами. Они и выступали единицей меры. Один зубчик приравнивался корове. Поэтому за ворона при обмене можно было получить 6 коров, за кобылу – 4 коровы и т. д. Начинающий, уложив хабылыки в горсть, подбрасывал их вверх. Его задачей было успеть подхватить побольше хабылыков на подставленную тыльной стороной руку. И тут же снова их подбросить, чтобы поймать только один хабылык. И хорошо, если это было «должностное лицо», которое тут же водворялось на место. Количество же его зубчиков предопределяло, сколько коров перейдет в твое «стадо». Если же ты подхватил несколько штук, то должен был их парами кинуть на стол, чтобы взять оставшийся. Если последний даже и оказывался «должностным лицом», то тебе все равно перепадала только «корова». В случае, если ты оставался с пустыми руками или тебе выпало четное число хабылыков, игра переходила к другому. По ходу игры соревнующиеся разбирали хабылыки, начав с коровы, по принципу иерархической лестницы. Оставшегося ворона подбрасывали и подхватывали указательным и средним пальцами. Играют до последнего хабылыка. Выигрывает тот, у кого в «стаде» больше коров. Игра способствовала не только развитию ловкости, главное – дети учились считать.
Таким образом, якутские настольные игры являются частью культуры и наследием народа саха, которое имеет большое педагогическое значение в физическом, психическом и личностном развитии подрастающего поколения.
Список литературы
1. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг /
М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – СПб. : ИД МиМ, 1998. – 190 с.
2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для де-
тей с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Ю. Ф. Гар-
куши. – М. : Секачев В. Ю. ; Институт общегуманитарных исследований, 2002. –
160 с.
3. Васильев П. К. Сахалыы оонньуулар / П. К. Васильев, М. К. Охлопков. –
Якутскай, 1995. – 64 с.