Наталья Сербина
Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук детей
с тяжелыми речевыми нарушениями 3-7 лет»
Овладение речью и формирование звукопроизношения, неразрывно связаны с развитием движений рук ребёнка. Учёными давно доказано, что движения пальцев рук играют стимулирующую роль, активно и положительно влияют на развитие и функционирование зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс формирования моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности.
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализуют представленные методические разработки игр и игровых упражнений, сочетающие в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использующие механизм их функционального единства.
Методический материал включает в себя игры для развития мелкой моторики рук. Для занятий предлагается сюжетные картинки, прозрачные камешки, трафареты букв. Разнообразие заданий способствует активизации познавательной деятельности детей, обогащению знаний об окружающем мире, развитию лексико-грамматических категорий языка, предложно-падежных конструкций, связной речи. И, что также немало важно для детей с речевыми расстройствами, сенсорные и тактильные ощущения при манипуляции с предметами предотвращают наступление преждевременной утомляемости.
Данные методические разработки помогут детям 3-7 лет с тяжёлыми речевыми нарушениями в игровой форме развивать пальчиковую ловкость, накапливать словарь, ориентироваться на листе бумаги.
Цель методических разработок - способствовать:
- тренировке мелкой моторики кистей пальцев;
- развитию речевых навыков;
- развитию сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины);
- зрительному восприятию образа букв;
- развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Всё это обусловливает значимость представленной методической разработки, направленной на решение коррекционных задач.
Методические разработки предназначены логопедам ДОО, воспитателям детских садов, а также родителям. Могут использоваться на групповых, индивидуальных занятиях в ДОО и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Сведения об авторе:
Скрыпникова Наталья Александровна - учитель-логопед МАДОУ «ЦРР – д/с №2 г. Шебекино Белгородской области» Является участником эксперимента ДОУ «Апробирование и внедрение принципов педагогики М. Монтессори в образовательном процессе ДОУ», активно размещает свои материалы на сайте ДОУ.
Игра «Колючие дорожки»
Задачи: - формирование и закрепление названий пальцев рук.
- развитие речевых навыков.
- развитие, формирование внимания, подвижности и гибкости
пальцев и кистей рук.
- развитие зрительно-моторной координации.
Детям предлагается выполнить движения по тексту.
На полянке, на лужайке «Прыгаем» пальцами по дорожке.
Целый день скакали зайки.
И катались по траве, Прокатывает ладошки от основания к
От хвоста и к голове. кончикам пальцев
Долго зайцы так скакали, «Попрыгать» и «лечь»
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали, «Ползём» ладошкой по дорожке, как змея.
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать Ладошками гладим дорожку.
Всех зайчат зайчиха – мать.
Шла медведица спросонок, «Переступаем» ребром ладони -
А за нею – медвежонок. как косолапый мишка.
А потом пришли детишки, «Шагают» 3 и 4 пальцы.
Принесли в портфелях книжки.
Дружно книжки почитали Кисти раскрываются – ладошками вверх
И обедать побежали. «Бежим» 2 и 3 пальцами.
Игра «Цветные ладошки»
Задачи:
- развитие, мелких движений пальцев рук, целенаправленной двигательной активности,
- развитие, умения распределять пальцы на предмете, координация движения рук и речи.
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют движения по тексту,
Вышли пальчику гулять. начиная с большого пальца)
Погуляли, побродили. (Дети опускают руку чередуя на ладошку
Стать музыкантами решили. и пальцы)
Пианист Бемоль (Дети выполняют движения по тексту
В музыке король. начиная от мизинца к большому).
Говорит Бемоль
Ноты как пароль:
«До, ре, ми, фа, соль,
Принесите соль.
До, ре, ми, фа, соль,
Посолить фасоль»
Дети, выполняя движения по тексту, закрепляют умение работать двумя руками одновременно, правильно распределяют нагрузку на пальцы на предмете.
Игра «Выложи букву»
Задачи:
- закрепление тонких движений пальцев рук;
- умения брать мелкие предметы, учитывая их форму и величину,
удерживать эти предметы, выкладывать предметы по форме и по точкам;
- закрепление внимания, зрительно-моторных координаций, пространственной ориентации на листе бумаги.
Ребёнку предлагаются на выбор различные цветные карточки с изображённым силуэтом буквы и с точечным изображением буквы, выбрав карточку, ребёнок выкладывает буквы цветными камушками по силуэту или по точкам.
Рекомендации по использованию методических разработок:
• Поскольку развитие ручной моторики зависит от степени зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начинать с тех игр или игровых упражнений, которые будут получаться, и доставлять удовольствие.
• Использование игр для развития мелкой моторики рук должно быть регулярным.
• Повторение инструкции, а также проговаривание действий во время игры облегчает работу ребёнка.
• При выкладывание букв рекомендуется сохранять последовательность согласно их написанию.
• Необходимо соблюдать комфортный для ребёнка темп работы.
Список источников:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения, [Текст] / С. Е. Большакова. - М. - 2014. – 48 с.
2. Костылёва Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики, [Текст] / Н. Ю. Костылёва. - М., 2014 г.
3. Синицына Е. Умные пальчики [Текст] / Е. Синицына. - М. – 1999. – 57 с.
4. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика, [Текст] /О. В. Синицына. - М.,
2003 г.