Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу Пенза»

Шишкова Ольга
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу Пенза»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Расширять знания детей о родном городе; познакомить с тем, что в городе четыре района, который имеет свое название, с главными достопримечательностями города; воспитывать в детях чувство привязанности и любви к своему городу.

Задачи:

-Расширять представления детей о родном городе;

-Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города и его культурным наследием;

-Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях районов;

- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей; побуждать свободно мыслить, фантазировать;

-Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

-Бережно относиться к историческому наследию нашего города.

Материал: карта г. Пензы, Презентация с иллюстрациями: памятник первопоселенцу; картинная галерея: картины: И. И. Шишкин "Лес - осинник", И. К. Айвазовского "Ночь"; музей одной картины; парк им. В. Г. Белинского; здания филармонии, Пензенского областного Драмматического театра, зоопарка; вокзала Пенза I ; аудиозапись Н. Римского-Корскова "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане"; иллюстрации: пеликан, сова, филин, попугай, лебедь, орел, журавль.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня утром перед выходом на работу я услышала одну замечательную песню, которая мне очень понравилась. Хотите послушать отрывок из песни?

(Звучит грамзапись "Пройдись по Пензенскому краю")

О чем же песня?

Дети: О Пензе.

Воспитатель: О нашем любимом городе, в котором мы свами родились и живём.

Воспитатель : Какой же наш город?

Дети: Красивый, чистый, большой, современный, удобный.

Воспитатель: Пенза - удивительный, замечательный город. Он напоминает нам о глубокой старине резными наличниками, сторожевой башней у городского вала, помогает увидеть нам красоту родной природы в великолепных парках, зеленых скверах, садах.

Эх, Пенза,

Краткая в звучанье,

Но смысл нам видится большой,

Для нас она - очарованье,

С живой, ласкающей душой.

В часы рассветов и закатов

Есть разве что-нибудь ясней,

Чем, словно в сказочных палатах,

Бродить в тени ее аллей.

(Отрывок из поэмы Горланова «Моя Пенза» VIII глава.)

Пенза - город труженик. В нашем городе много заводов, фабрик, парков, площадей, больниц, школ, детских садов. И для того, чтобы было удобнее работать и жить, он разделен на несколько районов. (Воспитатель жестом указывает на карту Пензы)

Район - это часть города. В Пензе их четыре. Посмотрите на карту нашего города. На ней разным цветом выделен каждый район. Вот это - Октябрьский район. Каким цветом он показан на карте?

Дети: Синим. Наш детский сад расположен в этом районе.

Воспитатель: Ленинский район выделен оранжевым цветом, а железнодорожный - зеленым. А вот это - Первомайский район. Каким цветом он изображен на карте?

Дети: Розовым.

Воспитатель: Я очень люблю свой город и всегда с удовольствием узнаю о нем что- то новое. Хотите мы с вами совершим путешествие интерактивное путешествие по своему родному городу и увидим немало интересных и красивых мест. На чем мы отправимся?

Воспитатель: Путешествовать мы будем на автобусе.

Но у нас его нет?

Дети: Сейчас мы его построим. Готово.

Воспитатель: Где мне можно будет занять место в автобусе. А вы уже выбрали, кто будет водителем? (Дети выбирают самостоятельно, используя считалку). А мне так хочется побыть экскурсоводом. Можно? Только вы мне будите помогать. Пора нам отправляться в путь.

(Слайды на экране. Слайд № 1)

Сейчас, мы проезжаем мимо многоэтажных домов, совсем непохожих друг на друга, мимо магазинов, людей, которые спешат куда - то. И вот мы с вами подъехали к священному в нашем городе месту. Что же это за место?

Дети: Это памятник на Проспекте Победы.

Воспитатель : Как он называется?

Дети: Монумент Воинской и Трудовой славы.

Воспитатель : В память о каком событии он был возведен?

Дети: В память о подвиге воинов и тружеников Пензенцев в годы ВОВ.

Воспитатель: В этом году вся наша страна отмечает 75- летие Победы в ВОВ. О чем рассказывает нам этот монумент?

Дети: О том, что воин защищает мать с ребенком.

Воспитатель : Что еще можно увидеть здесь?

Дети - Вечный огонь, где возлагают цветы, большую книгу, в которую записывают фамилии Пензяков, не вернувшихся с войны.

Воспитатель : Правильно. А на плите, что рядом с вечным огнем, высечены слова - Слава их вечна. Память о них связана. Что же они обозначают?

Дети : Что об этих людях, погибших на войне, будут помнить всегда.

Воспитатель : И ежегодно здесь проходит парад в честь Дня Победы. Военные и курсанты, тысячи людей приходят сюда в этот день для того, чтобы почтить память тех, кто не вернулся с войны. Так же в День Победы здесь проходит колонной «Бессмертный полк», в котором все Пензенцы с фотографиями своих родственников — ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, отдают честь памяти эти героическим людям. (Слайд № 2)

Воспитатель : Отправимся дальше? Что это за здание? Подъезжаем ближе к нему. (Слайд№3)

Какая тонкая резьба украшает это деревянное сооружение. Невозможно не восхищаться искусством мастеров. Видно, что все здание покрыто чудесным кружевом, сотканным из неповторимых узоров. Кажется, что не из под рук плотника вышел этот узор, а плела его искусная кружевница.

Что это за музей?

Дети: это Дом народного творчества.

Воспитатель: Что же можно увидеть здесь?

Дети: Выставки кукол, картины художников, картины, вышитые руками мастериц.

Дети: А еще здесь можно встретиться со сказочными персонажами, сделанными из корней деревьев, полюбоваться национальными костюмами, которые носили раньше, увидеть выставку гончарных работ, познакомиться с изделиями абашевского игрушечника Зоткина. (Показ слайдов № 4)

Вот они какие.

Дети: Забавные и интересные: свистульки в виде собачек, козликов, курочек. Воспитатель: И для того, чтобы полюбоваться работами наших замечательных мастеров в музей народного творчества приходят не только жители нашего города, но и многие люди приезжают сюда из других городов. Так хочется что – то сыграть на свистульках. У меня есть несколько. Выйдем из автобуса.

(Играют наигрыши)

Воспитатель: Куда же дальше мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.

Это место вам знакомо

И любимо детворе.

Здесь лошадка вас прокатит.

Здесь увидите вы в клетке,

Где орлы сидят как ветке.

А еще здесь есть павлин,

И красив он, и хвастлив.

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам,

И показывает нам.

Дети: В зоопарк.

(Слайд№ 5)

Воспитатель: Вот мы и подъехали к нему. Что такое зоопарк?

Дети: В зоопарке можно увидеть разных животных и птиц. Звери и птицы там находятся в клетках. За ними ухаживают, кормят в одно и то же время. В зоопарке есть небольшой пруд. Там можно увидеть водоплавающих птиц.

Воспитатель : Что нового можно узнать, посетив зоопарк?

Дети: Увидеть птиц и животных, которые живут не только в России, но и в других странах, узнать их названия, чем они питаются.

Воспитатель: В зоопарке очень много зелени. Он напоминает нам зеленый островок со своими обитателями. Здесь можно еще и хорошо отдохнуть.

Физкультминутка «Зоопарк»

Мы шагаем в зоопарк, побывать там каждый рад! Ходьба

Там медведи и пингвины, попугаи и павлины, там жирафы и слоны, обезьяны, тигры, львы Повороты вправо-влево с вытянутыми руками

Это - лев. Он царь зверей в мире нет его сильней. Он шагает очень важно, он красивый и отважный Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой

А вот добрый, умный слон, посылает всем поклон. Он кивает головой и знакомится с тобой Ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, пальцы рук прижаты к голове наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево

Кенгуру так быстро скачет, словно мой любимый мячик Руки согнуты в локтях, выполнение прыжковых движений вправо-влево, вперед-назад

Мишка головой мотает, к себе в гости приглашает, он вразвалочку идет, танцевать с собой зовет Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Руки согнуты в локтях, подняты до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ногу.

Вот и вечер наступает, зоопарк наш засыпает, засыпает до утра, нам уже домой пора Ходьба

Воспитатель: Вы не хотите пройти пешком и подойти вот к этому красивому зданию. Что это за здание? (Слайд №6)

Дети: Картинная галерея им. Савицкого.

Воспитатель: Почему этот музей назвали картинной галереей?

Дети: Здесь проходят выставки картин.

Воспитатель: Назвали ее в честь художника Г. К. Савицкого, который внес большой вклад в организацию музея. В картинной галерее три зала. В них можно увидеть картины наших художников, а так же полюбоваться картинами зарубежных художников. Некоторые залы посвящены жизни и творчеству Савицкого. В них размещены работы художников, чья жизнь прошла на Пензенской земле. Картинная галерея дает нам возможность познакомиться не только с работами художников, но и увидеть частицу прекрасного мира, который нас окружает. Вы не против занять места в автобусе и поехать дальше. Какой наш город красивый и чистый. Остановимся возле этого здания? Как оно называется? (Слайд №7)

Дети: Это музей одной картины.

Воспитатель: Что вы знаете об этом музее?

Дети: В нем выставляется только одна картина, рассказывается о жизни художника, и о картинах, которые еще были им написаны.

Воспитатель: Правильно, здесь можно увидеть только одну картину, причем она может быть огромной, во всю стену, а может быть и маленькой. И люди приезжают из других городов, стоят в очереди, чтобы увидеть картину, потому что она пробуждает в них сильные чувства - любовь, веру и доброту.

А что же это за памятник находится рядом с музеем? (Слайд №8)

Дети: Это рядом с музеем находиться памятник первопоселенцу.

Воспитатель: В честь кого он сооружен?

Дети: Он посвящен первым людям, поселившимся на нашей земле.

Воспитатель - Посмотрите, одна рука опирается на плуг - символизирует огромный труд, вложенный в освоение этих мест. Другая крепко сжимает оружие, необходимое для защиты.

Дети: Потому что в 1663 году сюда пришли люди и начали строить город Пензу.

Воспитатель: Этот памятник напоминает нам о далеком прошлом, об истории возникновения нашего города.

А теперь в путь - Куда мы с вами направляемся, вы узнаете, послушав отрывок из стихотворения:

Театры в Пензе -Это чудо!

Их посещал всегда народ!

Великий Мейерхольд отсюда

Свершал свой творческий полет!

Как называется это здание?

Дети: Это музей - театр Мейерхольда. (Слайд№9)

Это режиссер и постановщик разных пьес.

Воспитатель: Как вы думаете, почему этот музей называют музей театр?

Дети: Потому что там есть сцена и для посетителей музея показывают спектакли.

Воспитатель: Посетив этот музей, мы узнаем не только о жизни и творчестве Мейерхольда, но и об актерах театра, цирка, кино, которые родились на нашей Пензенской земле.

Сейчас мы направляемся в одно из наших любимых мест. Что это за место, вы отгадаете, если послушаете загадку.

Много отдыха, веселья,

Праздников без ограниченья.

Прогуляться можно тут

И культурно отдохнуть.

(Слайд №10)

Дети: в парк им. В. Г. Белинского

Воспитатель: Мы уже подъехали к нему. Парк - это специально выделенная для культурного отдыха открытая озелененная территория в городе. Вы все уже были в парке. Что вы можете про него рассказать?

Дети: Это место отдыха взрослых детей, много зелени, аттракционов и каруселей. В парке находиться террариум и аквариум. Здесь очень весело и интересно.

Воспитатель :Центральный парк культуры и отдыха издавна любили горожане. Это один из старейших парков России. Хотите погулять по парку. Представьте, что мы идем по его дорожкам. Какой здесь чистый воздух! Давайте вдохнем его! Как здесь красиво. А вот аттракцион "Лабиринт". Проходите, вставайте друг за другом и идите за мной, не отставайте, иначе потеряетесь. Я постараюсь помочь вам выбраться из него. Как много здесь выходов и входов. Идем прямо, повернем налево, еще раз налево, идем прямо, а теперь змейкой. Здесь нет выхода. Возвращаемся обратно. Идем змейкой, поворачиваем направо, проходим по кругу, идем прямо. А вот и выход. Очень интересно и весело проводить время в парке, но мы должны увидеть и другие красивые места в нашем городе. Проходите, занимайте свои места в автобусе. Мы проехали совсем немного и оказались возле филармонии. Это новое и очень современное здание. (Слайд №11)

Как вы думаете, для чего приходят сюда люди?

Дети: Чтобы послушать музыку

Воспитатель: В филармонии проходят вечера искусств. Люди сюда приходят, чтобы послушать русскую и зарубежную музыку, симфоническую, инструментальную, органную. Представим, что мы с вами в филармонии.

Музыка - это веселье,

Музыка - это печаль.

Лучиков ясных свячение

Или туманная даль.

Музыка слух нам ласкает,

Или откроет секрет

Станет вопросом случайным,

Или найдет нам ответ.

(Борычев А.)

Мне очень нравиться слушать отрывок "Три чуда" из детской оперы "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова. Вы хотели бы его прослушать?

Воспитатель: Что вы представили себе, слушая эту оперу?

Дети: Царевну - лебедь, тридцать три богатыря, белку, которая песенки поет.

Воспитатель: Музыка раскрывает, передает образы героев. Заставляет нас радоваться, переживать, восхищаться. А филармония - это одно из тех мест, где можно услышать всю красоту музыки и познакомиться с творчеством композиторов, поэтов, писателей и живописцев.

А теперь мы свами посетим еще одно очень любимое всеми место. Мы уже подошли к нему. (Слайд№ 12). Что это такое?

Дети: Театр им. Луначарского.

Воспитатель: Посмотрите на карту. Он находится на улице Московской. Что вы знаете про него?

Дети: Театр - это место, где показывают спектакли для детей и взрослых. Там есть большая сцена и зрительный зал. Перед началом спектакля, тому кто далеко сидит от сцены выдают бинокли, чтобы хорошо было видно, что на сцене. Перед входом в театр висит афиша и каждый может познакомиться с тем, какой идет спектакль.

Воспитатель - Основал театр поэт И. М. Долгорукий.

Век просвещения

Науки.

Будили захолустный быт,

Поэтом славным Долгоруким,

"Театрум" в городе открыт.

Живет в архивах вечер давний,

Спектаклем Пенза вся жила.

В сезон тот первый театральный,

Комедия "Обманщик" шла.

Как много лет назад, когда только что был открыт театр, так и сейчас спектакли всегда привлекают зрителей. Не только нашего города и области и, но и с других городов.

На каком же транспорте можно попасть в наш город?

Дети: Прилететь на самолете, приехать на поезде, электричке, автобусе.

Воспитатель: Куда приезжает поезд? (Слайд№ 13)

Дети: На железнодорожный вокзал. К нему мы с вами и направляемся. Мы уже подъехали к нему. Что же такое вокзал?

Дети: Это то место, куда прибывают поезда и откуда отправляются в другие города.

Воспитатель: Что же находиться в самом здании вокзала?

Дети: Кассы, где покупают билеты, зал ожиданий, где пассажиры ждут своего поезда.

Воспитатель: А что такое платформа?

Дети: Это специальная площадка для посадки пассажиров в поезд.

Воспитатель : Люди, каких профессий работают на вокзале?

Дети: Дежурный вокзала, носильщик, проводник, машинист.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли обойтись нашему городу без вокзала?

Дети: Нельзя, люди не смогут из нашего города добраться до другого, и наоборот.

Воспитатель: Вокзал - это одно из самых главных сооружений нашего города, необходимый для перевозки грузов и людей. Дети, это была наша конечная остановка.

Сегодня мы с вами увидели много красивых и интересных мест. Каких?

(Ответы детей).

Воспитатель: Но в нашем городе есть еще много других замечательных и красивых мест, которые мы с вами еще обязательно посетим. Мы должны беречь свой город, заботиться о нем. Если и дети, и взрослые не будут бросать на улице обертки от конфет, бумагу от мороженого, бутылки и пакеты, не будут ломать скамейки, то наш город будет чистым и красивым всегда. И каким он будет, зависит от нас. С каждым годом хорошеет наш город. Мы все должны гордиться, что живем в таком большом и современном городе.

С годами Пенза нам дороже,

с растущим опытом нужней.

С веками новыми - моложе.

И добродушней, и нежнее.

Она, как ласточка в полете,

Парит над голубой Сурой.

Порхает в светлой позолоте,

Встречаясь с радостной зарей.

(Отрывок из поэмы Горланова «Моя Пенза» VIII глава.)

Воспитатель: В память о нашем путешествии мне бы хотелось, создать вместе с вами альбом «Наша Пенза». Сегодня мы нарисуем те места, в которых побывали, а в дальнейшем будем его пополнять.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ. Цель: Создать веселое настроение,.

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие в сказку» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие в сказку» во второй младшей группе Цель: обобщить и закрепить знания, полученные за год. Задачи: Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу. Закреплять правильное.

Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа) Цель:продолжать формировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях. Задачи:• продолжать знакомить с историей возникновения.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу Пенза»
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 21:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу Пенза»» (включая файлы) размещена пользователем Шишкова Ольга (УИ 3272283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД