МААМ-картинки

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 3

Наталья Золотова
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 2

Часть 4

3.4.1 Организация движения

У ребенка ДЦП наблюдаются специфические недостатки моторики и психомоторики, которые являются следствием раннего органического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости. Особое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторики.

1) пальцевая гимнастика;

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, Часть 3» размещена в разделах

2) работа в тетрадях – отработка элементарных графических навыков;

3) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Пальцевая гимнастика проводится в течение 3–5 мин в начале занятия либо в его середине в форме физкультминутки. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

«Погладим котенка» – плавные движения, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз).

«Веселые маляры» – синхронные движения кистей обеих рук вверх–вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза, затем – влево–вправо (3 раза).

«Курочка пьет воду» – исходное положение (ИП) : локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Качаем лодочку»ИП: пальцы сложены вместе; плавные движения кистей рук в горизонтальном направлении.

«Веселый оркестр» – имитация игры на различных музыкальных инструментах.

Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

«Зайчик». ИП: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

«Кольцо». ИП: то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

«Гусь». ИП: то же; большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва, остальные пальцы зажаты в кулак.

«Коза-дереза». ИП: пальцы тренируемой руки зажаты в кулак; выпрямляются указательный палец и мизинец. На начальном этапе работы действия сопровождаются присказкой: «Идет коза рогатая за малыми ребятами, кто каши не ест, молока не пьет – забодает, забодает.»

Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания и автоматизацию действий. Предлагаются следующие задания:

«Пальчики поздоровались» – упражнение может выполняться либо одной рукой, либо обеими руками. В первом случае ИП: рука опирается на локоть; кончик большого пальца поочередно прикасается к другим пальцам. Во втором случае ИП: обе руки опираются на локти; ладони обращены друг к другу, кончики пальцев поочередно соприкасаются.

«Зайчик – кольцо» – упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции могут отрабатываться сначала одной, затем другой рукой, а в дальнейшем обеими руками вместе.

«Ладонь – кулак» – кисть руки опускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак. При одновременном движении двумя руками упражнение выполняется в симметричном (правая рука – «кулак», левая рука – «кулак») и асимметричном (правая рука – «кулак», левая рука – «ладонь») режимах. Усложнение задания достигается также за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.

Ритмические упражнения - ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной «кинетической» мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания деревянной палочкой по столу и т. п.

Движения с отказом от двигательных стереотипов.

- «Я хлопну один раз – ты поднимешь одну руку; я хлопну два раза – ты поднимешь две руки». Затем предлагаются задания, предусматривающие более сложный выбор: «Я стукну в бубен один раз – ты поднимешь красный флажок (левую руку, я стукну два раза – ты поднимешь синий флажок (правую руку)». В этой работе может использоваться и материал описанных выше упражнений: «Я стукну один раз – ты сделаешь «зайчика», я стукну два раза – ты сделаешь «колечко» и т. д.

Упражнения на развитие реципрокной координации, т. е. выполнение разнофазовых движений, в которых одна рука выполняет одно действие, а другая – другое. Например, одной рукой ребенок поглаживает по животику, выполняя круговые движения, а другой – слегка постукивает по своей голове. Затем обе руки меняются между собой.

Графические работы в альбомах и в тетрадях. Важно, чтобы графические задания имели образно–смысловую значимость, потому для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Одним из видов графических заданий является дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания.

Предметная деятельность: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, шнуровка на специальных рамках, нанизывание колец на тесьму, сортировка монет, перебор крупы и т. д. Разные виды мозаик и конструкторов, работа с которыми также способствует развитию моторной умелости и совершенствованию конструктивных навыков у детей.

3.4.2 Развитие навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Цель:

Овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Задачи:

- социально-коммуникативного развития:

-формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

- формирование навыков самообслуживания;

- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;

- адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

- формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициями и общечеловеческим ценностям;

- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

1. Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным», «Культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста с ОВЗ», «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков»;

2. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

3. Оформление уголка (туалетной комнаты);

4. Фотоконкурс (для родителей) на тему: «Кап-кап-кап течет водичка, все ребята любят мыться»;

5. Разучивание потешек про умывание «Водичка, водичка»;

6. Оформление наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»

7. Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература;

8. Дидактические упражнения: «Научим куклу умываться», «Научим Петрушку умываться», «Айболит встречает ребят», «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Моем чисто руки и лицо» и т. п;

9. Дидактическая игра «Это я!», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Умывалочка», «Белые перчатки»;

10. Вечер загадок (про мыло, воду, полотенце и другие туалетные принадлежности);

11. Словесные игры «Наоборот»;

12. ТРИЗ – «Хорошо – плохо»;

13. Опытно-экспериментальная деятельность: опыты с водой и с мылом;

14. Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки»;

15. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Тувим «Дорогие, мои дети!», А. Барто «Девочка чумазая»;

16. Изготовление театра по сказке «Девочка чумазая»;

17. Игры ситуации «Купание куклы», «Умывание куклы», «Купание» и т. п. ;

18. Подвижная игра «Мыльный пузырь», «Зайка белый умывается» и т. п. ;

19. Выставка мыла на тему: «Да здравствует, мыло душистое!»;

20. Изготовление коллажа «Что нам надо для умывания»;

21. Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться»;

22. Занятия на тему «Водичка, водичка, умой мое личико», «Путешествие в страну Здоровья», и т. п. ;

23. Анкетирование для родителей «Здоровый образ жизни»;

24. Папка раскладушка «Растем здоровыми»;

25. Развлечение «Приключение мыльного пузыря».

3.4.3 Формирование деятельности

Игровая деятельность.

Для игры дошкольников с ДЦП характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.

Сюжетно- ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин», «Стройка», «Парикмахерская»,

«Детский сад», «Школа»

Цель:

Дать представление о социальных отношениях с людьми, как взрослыми, так и сверстниками. Сформировать игровое поведение детей, сформировать овладение игровыми действиями, правилами развертывания сюжетной игры на основе моделирования предметного мира, овладение ролью и ролевыми действиями.

Преодолеть трудности осознания и моделирования мира межличностных отношений, недостаточную широту отношений замещения, сформировать способности создавать воображаемую ситуацию и оперировать ее материалом, подчиняя ей предметный мир вокруг.

Дидактические игры:

- Дидактические игры и материалы: рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто, глина, трафареты и т. д.

Подбор дидактических игр и упражнений.

В коррекционно-образовательном процессе используем традиционные игры:

- пирамидки, матрешки, пособия-вкладыши, «почтовый ящик»;

- кубики, разрезные картинки, пазлы, настольно-печатные игры;

- игры-шнуровки М. Монтессори и т. д.

Дидактическая игра «Угадай предмет по контуру и найди на ощупь»

Цель: Учить соотносить зрительный образ предмета с тактильно-двигательным.

Оборудование: Точечные изображения предметов, муляжи, «чудесный мешочек».

Ход игры: Перед ребенком карточки с точечным изображением предметов. У педагога «чудесный мешочек» с муляжами. Ребенок угадывает предмет по контуру, называет его, а затем на ощупь находит данный предмет в мешочке, достает его и прикладывает к точечному изображению.

Дидактическая игра «Найди предмет на ощупь и подбери схему»

Цель: Развивать зрительное восприятие, мышление, учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

Оборудование: Карточки – схемы с изображением цвета и формы предметов – овощей или фруктов, муляжи, «чудесный мешочек».

Ход игры: Перед ребенком карточка – схема с изображением цвета и формы предметов. У педагога «чудесный мешочек». Ребенок на ощупь находит предмет, называет и достает его. Затем к предмету находит соответствующую карточку – схему.

Дидактическая игра «Найди картинку и собери»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: Емкость с крупой, разрезная картинка.

Ход игры: Перед ребенком емкость с крупой, в крупе спрятаны части разрезной картинки. Ребенку предлагается найти разрезную картинку и собрать ее. При затруднении предлагается образец картинки.

Дидактическая игра «Слепи снеговика»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики.

Оборудование: Детали снеговика на липучках.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку какое-либо задание. После правильно выполненного задания ребенок получает одну или несколько деталей снеговика (большой круг, маленький круг, морковка, ведро и т. д.). Ребенку предлагается «слепить» снеговика из предложенных деталей.

Дидактическая игра «Красивый узор»

Цель: Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Оборудование: Карточки с образцами узоров из геометрических фигур, чистые карточки для детей, геометрические фигуры, тарелочки.

Ход игры: Перед ребенком карточка с образцом узора из геометрических фигур. Чистая карточка и геометрические фигуры на тарелочках. Ребенок выбирает необходимые геометрические фигуры и составляет узор на своей карточке по образцу.

Дидактическая игра «Разноцветный кубик»

Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: Разноцветный кубик, картинки с изображением предметов красного, желтого, зеленого и синего цвета.

Ход игры: Перед ребенком картинки и кубик, грани которого раскрашены в красный, желтый, зеленый и синий цвета. Ребенок бросает кубик и находит (называет) картинку такого цвета, который выпал на кубике.

Применение в коррекционно-образовательном процессе предлагаемых направлений, дидактических игр, упражнений и пособий позволяет эффективно формировать и развивать сенсомоторные навыки у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Театрализованные игры:

Цель: Формирование навыков общения, развитие персептивных, интеллектуальных и двигательных навыков, общий уровень развития психической сферы, нравственных и коммуникативных качеств, чувственно-эмоциональной отзывчивости и познавательных интересов ребенка.

Пальчиковые игры: «Пришли пальчики домой», «Прятки», «Сорока –белобока».

Фольклор: потешка «Кошка» (театр нар. игрушки, рус. нар. закличка «Солнышко», хоровод с платочками «Березка»

Игра – превращение: «Лисичка и лисята», «Медведица и медвежата», «Зайчики и зайчата»

Игры с шумовыми игрушками: «Игра с барашком и гусями» (барабан, колокольчик, упражнение «Заводите хоровод» (губная гармошка, «Лягушки» (деревянные палочки)

Знакомство с театрализованными играми: спектакль «Катины игрушки» (кукольный театр, игра – инсценировка «Как непослушный котёнок лапу обжёг», «Лялин петушок» (кукольный театр).

Публикации по теме:

«Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!» Конспект занятия НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Технология: здоровье сберегающая. Интеграция образовательных областей: «Познание». • Формировать знания о том, что полезно, а что вредно.

Игры для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста Исследования показывают что, дети с нарушением опорно — двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 6 лет ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ Для воспитанника Артем Ш. Возраст ребенка 6лет Проблема Имеет средний уровень освоения программы.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка на первое полугодие 2014-2015 учебного года ОБЩИЕ ДАННЫЕ Ф. И. О. ребенка А. Витя.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей первой младшей группы №п/п Фамилия, имя ребенка Основные направления развивающей, коррекционной работы Цели, задачи развивающей коррекционной работы Методы и.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ Наше ДОУ общеобразовательного вида посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющие заключение ГПМПК. В соответствии с Законом Российской.

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка .

Оздоровительная и коррекционная работа с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата посредством подвижных игр Оздоровительная и коррекционная работа с детьми имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата через подвижные игры. С самого.

Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаПальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникают значительные проблемы с формированием речи. Нарушения речевой.

Консультация «Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата» ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 3
Опубликовано: 18 января 2016 в 20:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 3» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Золотова (УИ 269402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД