Наталья Золотова
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
3.4.1 Организация движения
У ребенка ДЦП наблюдаются специфические недостатки моторики и психомоторики, которые являются следствием раннего органического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости. Особое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторики.
1) пальцевая гимнастика;
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, Часть 3» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2) работа в тетрадях – отработка элементарных графических навыков;
3) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Пальцевая гимнастика проводится в течение 3–5 мин в начале занятия либо в его середине в форме физкультминутки. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
«Погладим котенка» – плавные движения, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз).
«Веселые маляры» – синхронные движения кистей обеих рук вверх–вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза, затем – влево–вправо (3 раза).
«Курочка пьет воду» – исходное положение (ИП) : локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.
«Качаем лодочку» – ИП: пальцы сложены вместе; плавные движения кистей рук в горизонтальном направлении.
«Веселый оркестр» – имитация игры на различных музыкальных инструментах.
Далее даются задания на удержание позы кисти руки:
«Зайчик». ИП: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
«Кольцо». ИП: то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
«Гусь». ИП: то же; большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва, остальные пальцы зажаты в кулак.
«Коза-дереза». ИП: пальцы тренируемой руки зажаты в кулак; выпрямляются указательный палец и мизинец. На начальном этапе работы действия сопровождаются присказкой: «Идет коза рогатая за малыми ребятами, кто каши не ест, молока не пьет – забодает, забодает.»
Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания и автоматизацию действий. Предлагаются следующие задания:
«Пальчики поздоровались» – упражнение может выполняться либо одной рукой, либо обеими руками. В первом случае ИП: рука опирается на локоть; кончик большого пальца поочередно прикасается к другим пальцам. Во втором случае ИП: обе руки опираются на локти; ладони обращены друг к другу, кончики пальцев поочередно соприкасаются.
«Зайчик – кольцо» – упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции могут отрабатываться сначала одной, затем другой рукой, а в дальнейшем обеими руками вместе.
«Ладонь – кулак» – кисть руки опускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак. При одновременном движении двумя руками упражнение выполняется в симметричном (правая рука – «кулак», левая рука – «кулак») и асимметричном (правая рука – «кулак», левая рука – «ладонь») режимах. Усложнение задания достигается также за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.
Ритмические упражнения - ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной «кинетической» мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания деревянной палочкой по столу и т. п.
Движения с отказом от двигательных стереотипов.
- «Я хлопну один раз – ты поднимешь одну руку; я хлопну два раза – ты поднимешь две руки». Затем предлагаются задания, предусматривающие более сложный выбор: «Я стукну в бубен один раз – ты поднимешь красный флажок (левую руку, я стукну два раза – ты поднимешь синий флажок (правую руку)». В этой работе может использоваться и материал описанных выше упражнений: «Я стукну один раз – ты сделаешь «зайчика», я стукну два раза – ты сделаешь «колечко» и т. д.
Упражнения на развитие реципрокной координации, т. е. выполнение разнофазовых движений, в которых одна рука выполняет одно действие, а другая – другое. Например, одной рукой ребенок поглаживает по животику, выполняя круговые движения, а другой – слегка постукивает по своей голове. Затем обе руки меняются между собой.
Графические работы в альбомах и в тетрадях. Важно, чтобы графические задания имели образно–смысловую значимость, потому для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Одним из видов графических заданий является дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания.
Предметная деятельность: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, шнуровка на специальных рамках, нанизывание колец на тесьму, сортировка монет, перебор крупы и т. д. Разные виды мозаик и конструкторов, работа с которыми также способствует развитию моторной умелости и совершенствованию конструктивных навыков у детей.
3.4.2 Развитие навыков
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Цель:
Овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Задачи:
- социально-коммуникативного развития:
-формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
- адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициями и общечеловеческим ценностям;
- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
1. Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным», «Культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста с ОВЗ», «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков»;
2. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
3. Оформление уголка (туалетной комнаты);
4. Фотоконкурс (для родителей) на тему: «Кап-кап-кап течет водичка, все ребята любят мыться»;
5. Разучивание потешек про умывание «Водичка, водичка»;
6. Оформление наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»
7. Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература;
8. Дидактические упражнения: «Научим куклу умываться», «Научим Петрушку умываться», «Айболит встречает ребят», «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Моем чисто руки и лицо» и т. п;
9. Дидактическая игра «Это я!», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Умывалочка», «Белые перчатки»;
10. Вечер загадок (про мыло, воду, полотенце и другие туалетные принадлежности);
11. Словесные игры «Наоборот»;
12. ТРИЗ – «Хорошо – плохо»;
13. Опытно-экспериментальная деятельность: опыты с водой и с мылом;
14. Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки»;
15. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Тувим «Дорогие, мои дети!», А. Барто «Девочка чумазая»;
16. Изготовление театра по сказке «Девочка чумазая»;
17. Игры ситуации «Купание куклы», «Умывание куклы», «Купание» и т. п. ;
18. Подвижная игра «Мыльный пузырь», «Зайка белый умывается» и т. п. ;
19. Выставка мыла на тему: «Да здравствует, мыло душистое!»;
20. Изготовление коллажа «Что нам надо для умывания»;
21. Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться»;
22. Занятия на тему «Водичка, водичка, умой мое личико», «Путешествие в страну Здоровья», и т. п. ;
23. Анкетирование для родителей «Здоровый образ жизни»;
24. Папка раскладушка «Растем здоровыми»;
25. Развлечение «Приключение мыльного пузыря».
3.4.3 Формирование деятельности
Игровая деятельность.
Для игры дошкольников с ДЦП характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.
Сюжетно- ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин», «Стройка», «Парикмахерская»,
«Детский сад», «Школа»
Цель:
Дать представление о социальных отношениях с людьми, как взрослыми, так и сверстниками. Сформировать игровое поведение детей, сформировать овладение игровыми действиями, правилами развертывания сюжетной игры на основе моделирования предметного мира, овладение ролью и ролевыми действиями.
Преодолеть трудности осознания и моделирования мира межличностных отношений, недостаточную широту отношений замещения, сформировать способности создавать воображаемую ситуацию и оперировать ее материалом, подчиняя ей предметный мир вокруг.
Дидактические игры:
- Дидактические игры и материалы: рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто, глина, трафареты и т. д.
Подбор дидактических игр и упражнений.
В коррекционно-образовательном процессе используем традиционные игры:
- пирамидки, матрешки, пособия-вкладыши, «почтовый ящик»;
- кубики, разрезные картинки, пазлы, настольно-печатные игры;
- игры-шнуровки М. Монтессори и т. д.
Дидактическая игра «Угадай предмет по контуру и найди на ощупь»
Цель: Учить соотносить зрительный образ предмета с тактильно-двигательным.
Оборудование: Точечные изображения предметов, муляжи, «чудесный мешочек».
Ход игры: Перед ребенком карточки с точечным изображением предметов. У педагога «чудесный мешочек» с муляжами. Ребенок угадывает предмет по контуру, называет его, а затем на ощупь находит данный предмет в мешочке, достает его и прикладывает к точечному изображению.
Дидактическая игра «Найди предмет на ощупь и подбери схему»
Цель: Развивать зрительное восприятие, мышление, учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
Оборудование: Карточки – схемы с изображением цвета и формы предметов – овощей или фруктов, муляжи, «чудесный мешочек».
Ход игры: Перед ребенком карточка – схема с изображением цвета и формы предметов. У педагога «чудесный мешочек». Ребенок на ощупь находит предмет, называет и достает его. Затем к предмету находит соответствующую карточку – схему.
Дидактическая игра «Найди картинку и собери»
Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.
Оборудование: Емкость с крупой, разрезная картинка.
Ход игры: Перед ребенком емкость с крупой, в крупе спрятаны части разрезной картинки. Ребенку предлагается найти разрезную картинку и собрать ее. При затруднении предлагается образец картинки.
Дидактическая игра «Слепи снеговика»
Цель: Развитие зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики.
Оборудование: Детали снеговика на липучках.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку какое-либо задание. После правильно выполненного задания ребенок получает одну или несколько деталей снеговика (большой круг, маленький круг, морковка, ведро и т. д.). Ребенку предлагается «слепить» снеговика из предложенных деталей.
Дидактическая игра «Красивый узор»
Цель: Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
Оборудование: Карточки с образцами узоров из геометрических фигур, чистые карточки для детей, геометрические фигуры, тарелочки.
Ход игры: Перед ребенком карточка с образцом узора из геометрических фигур. Чистая карточка и геометрические фигуры на тарелочках. Ребенок выбирает необходимые геометрические фигуры и составляет узор на своей карточке по образцу.
Дидактическая игра «Разноцветный кубик»
Цель: Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики.
Оборудование: Разноцветный кубик, картинки с изображением предметов красного, желтого, зеленого и синего цвета.
Ход игры: Перед ребенком картинки и кубик, грани которого раскрашены в красный, желтый, зеленый и синий цвета. Ребенок бросает кубик и находит (называет) картинку такого цвета, который выпал на кубике.
Применение в коррекционно-образовательном процессе предлагаемых направлений, дидактических игр, упражнений и пособий позволяет эффективно формировать и развивать сенсомоторные навыки у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Театрализованные игры:
Цель: Формирование навыков общения, развитие персептивных, интеллектуальных и двигательных навыков, общий уровень развития психической сферы, нравственных и коммуникативных качеств, чувственно-эмоциональной отзывчивости и познавательных интересов ребенка.
Пальчиковые игры: «Пришли пальчики домой», «Прятки», «Сорока –белобока».
Фольклор: потешка «Кошка» (театр нар. игрушки, рус. нар. закличка «Солнышко», хоровод с платочками «Березка»
Игра – превращение: «Лисичка и лисята», «Медведица и медвежата», «Зайчики и зайчата»
Игры с шумовыми игрушками: «Игра с барашком и гусями» (барабан, колокольчик, упражнение «Заводите хоровод» (губная гармошка, «Лягушки» (деревянные палочки)
Знакомство с театрализованными играми: спектакль «Катины игрушки» (кукольный театр, игра – инсценировка «Как непослушный котёнок лапу обжёг», «Лялин петушок» (кукольный театр).