Румия Набиуллова
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Опыт работы Набиулловой Румии Аминовны - воспитателя
Детский сад № 6 «Автошка»
В наше время, в век «компьютеров» математика
в той или иной мере нужна огромному числу
людей различных профессий.
Публикация «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Известно, что игра– главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.
Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка Цель работы : содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.
Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи,
1. Развивать у детей интерес к математике.
2. Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.
Решению данных задач способствовали следующие методы :
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
Воплощая идею Л. С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности.
В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:
• «Выложи цифру из палочек»;
• «Собери цифру правильно»;
• «Слепи из пластилина»;
• «На что похожа цифра?»;
• «Назови предметы, напоминающие цифру».
А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.
Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел:
• Стихи,
• Задачи,
• Загадки,
• Сказки, • Скороговорки,
• Считалки,
• Физкультминутки. •
Стихи о цифре 3:
1. «Погляди на цифру 3,словно ласточка – смотри».
2. «Тройка – не двойка,
Она положительна,
Но это не «хорошо»,
А «удовлетворительно». Физминутка:
1. Малыши, малыши – дружные ребятки
Малыши, малыши – вышли на зарядку.
Раз. Два, три! Раз, два, три!
Ноги поднимайте!
Раз, два, три! Раз, два, три!
Весело шагайте.
Загадывание загадок:
1. Треугольная доска
А на ней три волоска,
Волос тонкий, голос звонкий (балалайка).
Возле леса на опушке,
2. Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки? (три медведя). Решение задач:
Вот зашла Маринка,
А за ней - Аринка,
А потом пришел Игнат,
Сколько стало всех ребят?
На плетень взлетел петух,
Повстречал там еще двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Скороговорки:
1. По утрам мой брат Кирилл,
Трех крольчат травой кормил.
2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. Сказки, где есть число 3:
«Три поросенка», «три медведя»,
«Три орешка для Золушки».
Пословицы и поговорки:
Обещанного 3 года ждут.
От горшка, три вершка
Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого детям очень нравится играть вдидактические игрынаправленные на изучение геометрических фигур:
«Назови лишнюю фигуру»
«Подбери заплатку»
«Найди крышку каждой коробочке»
«Геометрическое лото»
«Назови фигуры».
Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры: «геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».
Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Знакомя дошколят с различными линиями, применяем игру «Путаница» (автор Шаехова) с целью: найти «ломаную» линию и обвести красным фломастером, «пунктирную» - синим, «прямую» - желтым и т. д.
Работая по разделу «Измерение величины» вводим игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого использую игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя? Силу человека?
В разделе «Количество и счет», на наш взгляд, уместны следующие дидактические игры:
• «Чет-нечет»,
• «Сколько нас без одного?»,
• «Какое число я задумала?»,
• «Назови число на единицу больше - меньше»,
«Кто знает, пусть дальше считает»,
«Какие числа пропущены?»,
«Назови соседей».
Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде. Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету. Скучное решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и просим раскрасить их в соответствующий цвет.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:
«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?»
В игровые комплексы мы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр;
• путешествие;
• экспериментирование;
• подгрупповая работа;
• игра-путешествие;
• математический КВН;
• эксперимент;
• познавательные игры;
• математический ринг;
• индивидуальная работа.
Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!
Список используемой литературы:
1. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
2. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.
3. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
4. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.
6. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
7. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает» 1991г.
8. под редакцией А. А. Столяра «Давайте поиграем» 1991г.
9. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. – М., 1993
10. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005 г. - 32 с.
11. Белошистая А. Дошкольный возраст : формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С. 30-39
12. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с
13. Бильчугов Л. Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис. канд. психолог. наук МГУ., 1978.
14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989
15. Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста : Учеб. пос. – М., 1974