Екатерина Васильевна Селиверстова
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания»
Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, имеющая две цели, одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребёнок.
Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, а с её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Были определены задачи:
- Развитие у детей образного и логического мышления, психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, познавательный интерес к элементарным математическим понятиям с помощью дидактических игр.
- Обогащать словарный запас детей на основе ознакомления с дидактической игрой.
- Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности у детей посредством игры.
- Обогащать предметную среду, создавая условия для полноценного воспитание и развития воспитанников.
Любая дидактическая игра по развитию логического мышления включает в себя несколько элементов, а это: дидактическая задача, объяснение правил дидактической игры, игровые действия.
В процессе дидактической игры математического содержания дети ищут и самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, мыслят творчески. Каждая дидактическая игра постепенно усложняется., в нее вносятся элементы новизны.
Существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.
Для развития логики детей предлагаю использовать занимательный математический материал как для самостоятельной деятельности детей, так и в совместных играх.
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей.
Разработка дидактических игр (картотека).
Для решения поставленных задач дидактические игры можно разделить на следующие подгруппы:
Предметные игры
– дидактические: «Витражи сказок», «Одинаковое - разное», «Образуй пары», «Занимательная математика», «Что общего», «Найди отличия», «Найди нужный фрагмент», «Ищем закономерности», «Что перепутал художник», «Найди сколько», «Парные коврики», «Найди четвертый лишний» и др.
– развивающие (имеющие несколько уровней сложности) «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера», «Сложи квадрат» и др.
– игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом);
– игры со счетными палочками (развивают не только мелкую моторику рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете).
Словесные игры
– загадки
– логические задачи
Пальчиковые игры и игры-шнуровки
(активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).
В процессе дидактической игры математического содержания дети ищут и самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, мыслят творчески. Каждая дидактическая игра постепенно усложняется, в нее вносятся элементы новизны.
Анализ – синтез.
Цель – способствовать формированию умения детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары «Найди закономерности». Дополнение картинки «Сложи узор», «Найди нужный фрагмент». Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий и т. д.). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение.
Цель – способствовать формированию умения детей мысленно
устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой - маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше –ближе и т. д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. «Чем и почему похожи и непохожи?».
Ограничение.
Цель – способствовать формированию умения детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы», «Помоги клоуну найти два одинаковых кружочка» и т. п. Исключение четвертого лишнего: «Четвертый лишний».
Обобщение.
Цель – способствовать формированию представлений детей мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т. п. «Назови одним словом».
Систематизация.
Цель – способствовать формированию умения детей выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности «Найди нужный фрагмент», «Чего не хватает на рисунках».
Классификация.
Цель – способствовать формированию умения детей распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. «Назови одним словом», «Ищем закономерности».
Умозаключения.
- способствовать формированию представлений детей при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно).
В уголке творчества представлены наборы геометрических фигур разного цвета и разной величины, из которых дети выкладывают узоры, раскраски с цифрами и геометрическими фигурами. В уголке строительных игр в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек, который способствует закреплению представлений о величине и форме. В центре манипулятивных игр имеется большое количество дидактических игр математического содержания, игры-головоломки, конструкторы с мелкими деталями, строительные игрушки, различные измерительные предметы, игры на внимание, так как мы считаем важным условием эффективности обучения математике – это внимание, усидчивость детей. Настольно-печатные, дидактические игры с математическим содержанием, разный счётный материал, помогали детям научиться подбирать, сочетать, считать, классифицировать предметы, придумывать свои собственные игры. Таким образом, каждый ребёнок может испробовать свои возможности, увлечения, поучаствовать в коллективных мини-группах. У нас есть возможность организовать самостоятельную и совместную деятельность детей, развивать их умение экспериментировать, вести поиск и находить решения.
Мы пришли к выводу, что включение дидактических игр и упражнений математического содержания в разные виды деятельности детей (совместную, самостоятельную, режимные моменты) позволило повысить их познавательную активность, математические представления. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением и содержанием занятия.
Благодаря широкому применению дидактических игр в формах работы, дети усвоили математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий. У детей появился живой интерес к процессу познания, они стали более развиты в умении самостоятельно мыслить, в умении доказывать правильность суждений, сформировались и усовершенствовались общие умственные способности, логика мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалка и сообразительность, пространственные представления.
В процессе игры дети успешно осваивают сложные математические понятия, считают, классифицируют, группируют.