Татьяна Аптыкаева
Развитие коммуникативных способностей воспитанников дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие коммуникативных способностей воспитанников дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Аптыкаева Т. Ю., воспитатель
МБДОУ Детский сад №13 «Звёздочка» г. Бирск, Бирский район
«… Не только интеллектуальное развитие
ребенка, но и формирование его характера,
эмоций у личности в целом, находится
в непосредственной зависимости от речи»
Публикация «Развитие коммуникативных способностей воспитанников дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Лев Семенович Выготский
Дошкольный возраст - это период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. Согласно Положению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, речевое развитие является одним из главных механизмов развития ребёнка. Чтобы стать образованным, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.
Формирование коммуникативных навыков лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр. Вся жизнь воспитанников насыщена игрой. Как научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
В своей работе я использую следующие виды театральной деятельности :
-музыкально - игровые упражнения для развития мимики, жестов;
-художественно - речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
-театрально - игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия).
Участвуя в театрализованной деятельности, воспитанники знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У воспитанников улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка для дошкольников имеет нравственную направленность.
Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Кроме того, театрализованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.
Совместная театрализовано - игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки, дедушки и т. д. Играя вместе с взрослыми, воспитанники овладевают ценными навыками общения.
Вначале я сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях. Это может быть небольшая сказка, стихотворение, рассказ и т. д. Затем предлагаю воспитанникам говорить за персонажей. И только после того, как воспитанники запомнили содержание, ненавязчиво предлагаю игру на этот сюжет. Очень интересно менять сюжеты. Например: лиса не съела колобка, козлята от волка спаслись и т. д. Дети с удовольствием и смекалкой придумывают сюжеты и проигрывают их.
Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно – пространственной среды.
Я использую следующие методы и приемы работы:
-взаимодействие ребенок – ребенок, свободный, партнерский стиль общения, работа в микрогруппах, смена лидерства;
-показ видеороликов и презентаций;
-видеозапись представлений;
-обучение общению в ходе создания различных педагогических ситуации.
В своей работе считаю нужным вести активную работу совместно с семьями воспитанников : информирование о деятельности - консультации, буклеты, рекомендации, совместное создание костюмов, декораций, участие родителей в праздниках и развлечениях, показ родителям разных видов театра, презентация положительного родительского опыта. Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Поможет воспитанникам в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Таким образом, театрализованная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено природой. И наша задача сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, направить их способности в нужное русло. Вывести их на новый уровень общения со сверстниками. Чтобы в дальнейшем они могли свободно общаться, выражать свои мысли и чувства.
Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов
Литература:
1. Доронова Т. Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет». – М. : Обруч, 2014 г.
2. Лисина М. И. «Общение и речь». - М. : Педагогика, 1985 г.
3. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : Сфера, 2001.