Ольга Горохова
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством общения с природой
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой».
Отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно — от слова к мысли. Выготский.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством общения с природой» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении как естественная среда обитания (всё, что не создано человеком). Природа в жизни человека играет важную роль: она дарует жизнь, здоровье. Вести детей в мир природы, научить их понимать её, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь бережное отношение к ней - важнейшая задача детского сада. У детей восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствуют они сильнее. Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно-личностных свойств и качеств, психических процессов и психологических образований.
Дети старшего дошкольного возраста интересуются всем, что их окружает, активно и с интересом воспринимают информацию о природе, живой и неживой, но в связи со возрастом воспринимают её ее по-своему, не так как взрослые. Они видят, к сожалению, не всё, зачастую не замечают главного. Очень важно детям, подсказать, пояснить, растолковать то, что в дальнейшем будет способствовать формированию эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать.
В старшем дошкольном периоде у ребенка происходит интенсивное социально- коммуникативное развитие. Происходит обогащение словаря эпитетами, синонимами и т. д. И общение с природой помогает сделать речь ребенка более богатой.
Знакомство с природой, в детском саду с природой происходит на прогулке, в уголке природы в группе и экскурсиях.
Наблюдения за живой и неживой природой раскрепощают коммуникативное развитие, которое осуществляется при взаимодействии ребенка с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Природа, в этом помогает!
В детском саду непосредственное взаимодействие с природой и всем что вокруг, увлекает детей. Они начинают отмечать всё, что видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. То есть, самостоятельно преодолевают барьеры в общении. Весь живой и неживой мир природы привлекает детей, вызывая в них разнообразные эмоции. Радость, от увиденной первый раз ранней весной бабочки, от ярких красок распустившегося цветка,это надолго остается в памяти, развивает любознательность у ребят, и это создает прочную основу для дальнейшего ее познания и развития речи.
Для развития эмоциональности, эмпатии и коммуникативных навыков, просто необходимо систематическое приобщение воспитанников к природе. В процессе общения с природой у ребят развивается и крепнет наблюдательность, любознательность. Они учатся мыслить, что в свою очередь расширяет кругозор, развивает память. Дети учатся задавать и отвечать на вопросы, а это, как известно положительно влияет на развитие связной речи. Дети начинают воспринимать окружающий мир, мыслить, рассуждать, анализировать, сопоставлять.
В работе, по развитию речи через природу, можно использовать разнообразные формы и приемы на основе художественных образов — это беседы, наблюдения на прогулке, занятия, труд в природе, дидактические и подвижные игры, игры драматизации, экскурсии. И методы работы: словесный, игровой, наглядный, практический. Для того, чтобы дети учились размышлять, анализировать, делать выводы, необходимо задавать вопросы которые заставляют задуматься. Например: «а вы как думаете? Почему? Кто считает по- другому?»
У нас в группе есть уголок природы. В уголке природы дети ухаживают за растениями, обсуждают способы полива растений, ухода за листьями. Каждый год проводится проект «Огород на окне», где дети самостоятельно сеют, пересаживают, поливают.
При выполнении трудовых поручений дети общаются со сверстниками, у них появляются общие интересы, ставятся одинаковые задачи для всех участников, радуются результатам своего труда. Дети обмениваются представлениями, идеями, интересами, настроением, чувствами, а в дальнейшем они учатся совместному планированию, согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры и добиваться общих результатов.
Такое общение сплачивает детей, учит их быть терпимее друг к другу, забота о братьях наших меньших объединяет, а умение наблюдать вырабатывает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. Дети учатся сотрудничать, прислушиваться к мнению других, слушать и слышать друг друга и взрослых.
Обычно труд в природе организуется либо в уголке природы, либо на прогулке, будь- то уборка участка, удаление сорняка и сухостоя в огороде и цветнике, сбор урожая или семян, пересаживание комнатных растений и уход за ними. При необходимости, можно помочь детям распределить фронт работы, дети учатся уступать друг другу и помогать. По окончанию работы делают вывод, что каждый потрудился немного, а вместе сделали весь объем работы.
Привлекая родителей в жизнь детского сада, можно посоветовать обращать внимание их детей, на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Таким образом, во время наблюдений, когда они идут в детский сад или возвращаются домой, всегда можно увидеть что-то интересное, поговорить об этом тем самым расширить кругозор детей, развивать, обогащать речь.
Формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста можно проводить через все виды деятельности, но особенно интересно это происходит через общение с природой, что очень важно для нормального развития ребенка и его подготовки в дальнейшей жизни.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника /Сфера, 2012 г.
2. Статья Цитаты Выготского с https://burido.ru/1048-tsitaty-vygotskogo?ysclid=lffaly6b26927805170 на сайте Буридо
3. Гончарова, Л. А. Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой / Л. А. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 383-385. — URL : https://moluch.ru/archive/315/72012/.
4. Поваляева М. А., Развитие речи при ознакомлении с природой. Изд-во ГНОМ и Д, 2006
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0
6.https://videouroki.net/razrabotki/rol-prirody-vo-vsiestoronniem-razvitii-lichnosti-riebienka-doshkol-nogho-vozrast.html?ysclid=lff35aqe70578787393