Рабига Бегайдарова
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Боровская средняя общеобразовательная школа
Тюменского муниципального района
Выступление на РМО:
«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр».
Учитель-логопед: Бегайдарова Рабига Ильясовна
Февраль 2021год.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством приемов и игр.
Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с учителем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью. Дети с ОВЗ одновременно домогаются внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение; не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях, не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т. е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль; вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.
В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
При работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать :
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения :
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Среди игр и упражнений в своей работе я отдаю предпочтение дидактическим, подвижным, пальчиковым, играм с куклами, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков.
Для установления дружеских симпатий, снятия скованности, положительного эмоционального настроя на занятии использую приемы : «дай пять», «сладкий сюрприз-конфета» (поощрение, «сдаешься-не сдаешься» ( когда ребенок не хочет думать я спрашиваю: «Сдаешься? Ну тогда поднимай обе руки» Очень редко дети сдаются, они начинают включаться в работу). Чтобы поднять мотивацию у ребенка предлагаю в начале занятия поиграть в мои игры, а потом в его игру.
Использую нейрографику. Это метод работы с подсознанием ребенка. Проводится в несколько этапов.
1 этап---пересекающиеся линии (активизируют подкорковые структуры головного мозга что ведет к мобилизации психического потенциала)
2этап---нужно пересечения округлить, сгладить, что позволяет сосредоточиться, сконцентрировать внимание.
3этап---поиск фигур, что расширяет воображение и концентрирует внимание
4 этап---штриховка помогает успокоиться, снять напряжение.
5этап---прорисовка главных линий. Спрашиваю у ребенка на что похож рисунок.
Нейропсихологические игры.
1. «Мяч и речь»
2. Балансир Это специальный тренажер в виде полусферы. Задача ребенка удержаться на доске и проговорить потешку, скороговорку, предложение при автоматизации.
3. Пальчиковые игры
4. Су-Джок
На руках находятся множество биологических точек, и при прокатывании шарика между ладонями происходит стимуляция этих точек.
5. Дыхательная гимнастика
Несколько лет в логопедической работе использую метод Бутейко. Суть метода-неглубокое дыхание, чем меньше вдыхаете, тем быстрее происходит оздоровление организма. При поверхностном дыхании происходит нормализация баланса углекислого газа и кислорода в крови.
7. Тоннель.
Проползти на четвереньках.
8. Межполушарное рисование
Рисование обеими руками одновременно. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»
9. Кинезиологические упражнения
Упражнение «Кулак-ладонь»
Мы играем в игры по Крупенчук О. И и Воробьевой Т. А.
Мама нам печет блины, очень вкусные они, Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной. Игра «Слива, яблоко, банан»
Упражнение «Ухо-нос»
Упражнение «Класс-заяц»
Эти игры корректируют, развивают психические процессы, поведенческие особенности, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе и для детей с ОВЗ
В этом году открыла для себя и внедрила в учебный процесс уникальное средство – куклотерапию. Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Кукла – это не просто игрушка, это – посредник, промежуточный объект для успешного взаимодействия с детьми. Она отражает людей, помогает не потеряться в этом мире, отвлечься от действительности, понимать красоту, доброту, избавиться от страха, позволяет снизить нервнопсихическое напряжение, объединить интересы учителя и ребенка. Кроме этого у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений моторики, творческое воображение, коммуникативные навыки, устная речь.
Ученик, работая с куклой, проецирует на нее качества своего характера, отождествляет себя с ней, воспринимая тем самым окружающее наиболее ярко и образно. Кукла позволяет ребёнку открыть в мире взрослых много нового; обыгрывая разные волнующие его ситуации, примеряя различные социальные роли, он учится посредством кукол проявлять положительные чувства и эмоции, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявить.
Куклы помогают сохранить работоспособность детей в течение занятия. Использую их в течение занятия для устойчивой оптимальной работоспособности детей.
Картотека игр.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель. Воспитание у детей с ОВЗ уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.
Дидактическая игра «Вежливые слова».
Цель. Воспитание уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Чтобы мотивировать детей на развитие такого коммуникативного навыка как умение слушать и слышать, быть внимательным к сообщениям взрослых и товарищей, решалась такая задача: «Почему у человека два уха, два глаза и только один язык». Ответив на такой вопрос, дети пришли к выводу, что очень важно, чтобы их слышали. Также использовались такие упражнения: «Скажем как…» и «Скажем так…»
Упражнение «Скажем как….»
Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь и т. д.
Обсуждение: какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?
Упражнение «Скажем так…»
- Каждому участнику предлагается произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.
- Произнести фразу: «Наступила зима» — с разными интонациями (восклицания, уныния, злости, вопросительной интонацией).
Дидактичекая игра «Логопедки»
Набор карточек с картинками и скороговорками, чистоговорками, стихами с определенным звуком. Игра знакомит ребенка с понятиями род, число, слог, ударение, окончание, учит сравнивать, анализировать, мыслить логически.
Игра «Дорисуй»
На ламинированной основе лица детей и взрослых, но без глаз, носа и рта. Ребенок сам дорисовывает эмоции.
Игра «Расставь по местам»
С завязанными глазами на время ребенок расставляет фигурки.
Игра «Отгадай»
Загадываю допустим слово МОРКОВЬ. Ребенок должен отгадать по подсказкам:
---треугольная (не смог отгадать, даю следующую подсказку)
---твердая
---растет в земле
---на грядке
---оранжевая
Можно эти подсказки прорисовывать, чтобы ребенок не забыл.
Исходя из наблюдений за детьми в процессе проведения различных игр и упражнений, можно констатировать заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощенность в общении. Этому способствует доброжелательная атмосфера и азарт детей.
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Нейропсихологические игры.
1. «Мяч и речь»
2. Балансир. Это специальный тренажер в виде полусферы. Задача ребенка удержаться на доске и проговорить потешку, скороговорку, предложение при автоматизации.
3. Пальчиковые игры
4. Су-Джок
На руках находятся множество биологических точек, и при прокатывании шарика между ладонями происходит стимуляция этих точек.
5. Дыхательная гимнастика
Несколько лет в логопедической работе использую метод Бутейко. Суть метода-неглубокое дыхание, чем меньше вдыхаете, тем быстрее происходит оздоровление организма. При поверхностном дыхании происходит нормализация баланса углекислого газа и кислорода в крови.
7. Тоннель.
Проползти на четвереньках.
8. Межполушарное рисование
Рисование обеими руками одновременно. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»
Шамиль Ахмадуллин
--от простого к сложному-геометрические фигуры, соединить точки (блокнот тренажер)
-- 1картинка за 1раз не более 5минут
--не должно быть просто, чтобы ребенок выполнял на 70 процентов
--прикрепить липкой лентой к столу рисунок
9. Кинезиологические упражнения для развития мозга
Упражнение «Ладонь-ребро-кулак» по 1мин, «Перекрестные ухо-нос»,
Мы играем в игры по Крупенчук О. И и Воробьевой Т. А.
Мама нам печет блины, очень вкусные они, Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной. Игра «Слива, яблоко, банан»
Упражнение «Коза-кулак», «Заяц-коза»
10. Упражнения с теннисными мячиками
--вращаем в руках оба мяча (можно с закрытыми глазами)
--набивание мяча (кисть должна быть мягкой) попеременно, а потом обеими одновременно
--одной рукой вращаем, а другой набиваем и меняем
--жонглирование с удобной руки, набрасываем один мяч по верхней дуге, а другой по нижней. потом бросаем в противоположную сторону, далее к себе и обратно.
--все эти упражнения на жонглирование меняем
--бросаем и хватаем один мяч одной рукой, один мяч двумя руками, два мяча двумя руками
--«Птичка» посадить мяч на тыльную сторону ладони и стоим на одной ноге, можно посадить оба мяча.
--два человека в паре, один бросает, а другой ловит от пола и непрерывно
--бросает в пол обеими руками попеременно оба мяча
Эти игры корректируют, развивают психические процессы, поведенческие особенности, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе и для детей с ОВЗ