Папки-передвижки

Консультация «Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду»

Ольга Курзова
Консультация «Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Курзова Ольга Михайловна, воспитатель;

Виноградова Елена Брониславовна, учитель-дефектолог.

Требования к среде развития – важный компонент государственного стандарта дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую, становится основной для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования.

Публикация «Консультация „Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду“» размещена в разделах

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить творчество и наиболее полно реализовать себя, свои индивидуальные способности.

Организуя предметно-пространственную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, показатели их здоровья, специфические и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

В построении развивающей среды мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность, окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги вдумчиво и рационально организовывают развивающее пространство своей группы, создают такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически защищенным.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения:

информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования;

вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания,

полифункциональности, возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;

педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды;

трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды,

Создавая предметно – пространственную среду, важно учитывать особенности детей, возраст дошкольников;

уровень их развития;

склонности, способности, интересы;

гендерный состав;

личностные особенности;

Не секрет, что развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения, поэтому пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Обстановка в нашей группе организована так, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение разделено на несколько зон, в каждой из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Границы между зонами легко перемещаются, предметно – пространственная среда, может вариативно использоваться детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы, удобные коробки, контейнеры для мелкого игрового материала, столики и диваны.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель следует размещать так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.

Специфика детского сада требуют создание в группе коррекционной зоны, где осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Дети собирают и разбирают головоломки и конструкторы, проходят лабиринты, работают со шнуровками, штриховками, мозаиками, такие задания развивают речь, интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию.

Усиливающаяся познавательная активность реализуется в исследовательской и научной зоне, познания, у детей есть возможность познавать, исследовать.

Зона искусства и творчества стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Главная цель зоны творчества является формирование творческого потенциала детей.

Книжный уголок размещён рядом с театральной зоной, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же находить персонажей к сказкам, осуществляя свои первые, самостоятельные театральные постановки, рядом выставляется переносная вешалка с костюмами и предметами которые помогают детям разыграть сценки из реальной жизни. Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны

В зоне строительства дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения, у детей развиваются математические способности, приобретаются социальные навыки.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Происходит обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы размещены краеведческие материалы, камни, гербарии, дневники наблюдений, поделки из природного материала.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства. У ребят формируются умения выполнять обязанности дежурных, воспитывается самостоятельность, положительное отношение к труду. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями, которые каждый день вставляем в специальные рамки.

Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга материальными возможностями, направлениями деятельности педагогического коллектива.

Функция педагога заключается в том, чтобы, сконструировать и использовать предметно - развивающую среду и ее средства для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Предметно - пространственная среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, возможностей, интересов и уровня активности.

Литература

1. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.

2. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей в летний период в соответствии с ФГОСВлияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей в летний период в соответствии с ФГОС Каждый год, как и все мои коллеги мы стараемся как можно интереснее оформить наши летние участки. Но в этом году 16 июля в нашем детском.

Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ Методическая разработка Тема: «Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ». Выполнила: Савенкова Е. Н. -воспитатель.

Моделирование развивающей предметно-пространственной средыМоделирование развивающей предметно-пространственной среды Важнейшим условием реализации программы «Детство» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды Педагоги группы Киселева Татьяна Юрьевна и Зонина Софья Аркадьевна Все групповое помещение поделено на центры различной направленности,.

Организация предметно-пространственной среды группы ДОУОрганизация предметно-пространственной среды группы ДОУ Оформление и организацию предметно – пространственной среды нашей группы мы тщательно продумывали (воспитатели Михеева Н. В. и Алексеева.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ СЛАЙД 1 Построение предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС. Центр здоровья. Здравствуйте, коллеги! Меня зовут Рагожкина.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС Дошкольное учреждение для детей — это их второй дом, где они не только играют, гуляют, но и знакомятся с окружающим пространством, учатся.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды Паспорт предметно-пространственной развивающей среды подготовительной к школе группы по состоянию на 01.01.2015г. Уголок физической культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду»
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 08:41
+103Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Курзова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД