Ольга Курзова
Консультация «Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Курзова Ольга Михайловна, воспитатель;
Виноградова Елена Брониславовна, учитель-дефектолог.
Требования к среде развития – важный компонент государственного стандарта дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую, становится основной для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования.
Публикация «Консультация „Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить творчество и наиболее полно реализовать себя, свои индивидуальные способности.
Организуя предметно-пространственную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, показатели их здоровья, специфические и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
В построении развивающей среды мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность, окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги вдумчиво и рационально организовывают развивающее пространство своей группы, создают такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически защищенным.
Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения:
информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания,
полифункциональности, возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды;
трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды,
Создавая предметно – пространственную среду, важно учитывать особенности детей, возраст дошкольников;
уровень их развития;
склонности, способности, интересы;
гендерный состав;
личностные особенности;
Не секрет, что развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения, поэтому пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Обстановка в нашей группе организована так, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение разделено на несколько зон, в каждой из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Границы между зонами легко перемещаются, предметно – пространственная среда, может вариативно использоваться детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы, удобные коробки, контейнеры для мелкого игрового материала, столики и диваны.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развиваются координация движений и ловкость. Игры, пособия, мебель следует размещать так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
Специфика детского сада требуют создание в группе коррекционной зоны, где осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Дети собирают и разбирают головоломки и конструкторы, проходят лабиринты, работают со шнуровками, штриховками, мозаиками, такие задания развивают речь, интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию.
Усиливающаяся познавательная активность реализуется в исследовательской и научной зоне, познания, у детей есть возможность познавать, исследовать.
Зона искусства и творчества стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Главная цель зоны творчества является формирование творческого потенциала детей.
Книжный уголок размещён рядом с театральной зоной, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же находить персонажей к сказкам, осуществляя свои первые, самостоятельные театральные постановки, рядом выставляется переносная вешалка с костюмами и предметами которые помогают детям разыграть сценки из реальной жизни. Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны
В зоне строительства дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения, у детей развиваются математические способности, приобретаются социальные навыки.
Уголок природы расположен непосредственно у окна. Происходит обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы размещены краеведческие материалы, камни, гербарии, дневники наблюдений, поделки из природного материала.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства. У ребят формируются умения выполнять обязанности дежурных, воспитывается самостоятельность, положительное отношение к труду. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями, которые каждый день вставляем в специальные рамки.
Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга материальными возможностями, направлениями деятельности педагогического коллектива.
Функция педагога заключается в том, чтобы, сконструировать и использовать предметно - развивающую среду и ее средства для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Предметно - пространственная среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, возможностей, интересов и уровня активности.
Литература
1. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
2. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.