Марина Зябова
Развитие интереса к чтению художественной литературы посредством ознакомления с писателями родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое и речевое развитие дошкольников являются важными направлениями воспитания и образования детей дошкольного возраста. В контексте художественно-эстетического и речевого развития восприятие художественной литературы выступает актуальной стороной воспитания ребенка. Особенностью программы социокультурной направленности «Малышам о писателях и поэтах Нижегородского края» является использование регионального компонента, позволяющего осуществлять художественно-эстетическое и речевое развитие детей 5-6 лет в детском саду через ознакомление с художественной литературой авторов Нижегородской области, в том числе Шатковского района в условиях социального партнёрства с районной детской библиотекой.
Публикация «Развитие интереса к чтению художественной литературы посредством ознакомления с писателями родного края» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Целевое назначение программы - речевое и художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет через ознакомление с художественной литературой авторов Нижегородской области, в том числе Шатковского района, в условиях социального партнерства с районной детской библиотекой.
Задачи:
• приобщать детей к эстетическому восприятию художественной литературы разных жанров (сказки, рассказы, стихи) авторов Нижегородской области, в том числе Шатковского района;
• развивать творческие способности детей посредством драматизаций, выразительных чтений стихов, рисования, художественного труда, музыки;
• формировать эмоциональную отзывчивость детей на литературное произведение;
• обогащать словарный запас детей;
• воспитывать отношение детей к книге как к произведению эстетической культуры.
Программа состоит из двух тематических блоков:
Блок 1. «Малышам о писателях и поэтах Нижегородской области» (ознакомление детей с произведениями авторов Нижегородской области).
Блок 2. «Малышам о писателях и поэтах Шатковского района» (ознакомление детей с произведениями авторов Шатковского района).
Каждый блок программы имеет разделы.
Так блок 1. «Малышам о писателях и поэтах Нижегородской области» представлен разделами «Сказки», «Рассказы» и «Стихи», которые знакомят детей с творчеством писателей, поэтов, сказочников Нижегородской области: Юмаковой, Марковой, Суетновой, Табаха, Дядина, Паркаева и других.
В блок 2. «Малышам о писателях и поэтах Шатковского района» входят два раздела: «Рассказы» и «Стихи». В данных разделах идет ознакомление детей с произведениями авторов Шатковского района: Галиной Сухановой, Валентиной Осиповой, Людмилой Мечтаевой, Валентиной Винидиктовой, Михаилом Пуровым, Галиной Агафоновой, Ниной Мирской и многими другими.
Содержание программы по дополнительному образованию детей 5-6 лет «Малышам о писателях и поэтах Нижегородского края» сопровождается методическим материалом, включающим тематический план, примерные конспекты занятий, материалы мониторинга, рекомендации по оборудованию развивающей предметно-пространственной среды, дидактические материалы. Литературный материал подобран в соответствии с возрастом детей 5-6 лет, систематизирован в соответствии с жанрами художественных произведений (сказки, рассказы, стихи, отвечает психолого-педагогическим требованиям по содержанию. Основным условием реализации программы является организация социального партнерства с районной детской библиотекой.
Отслеживание результатов индивидуального развития детей осуществляется через анализ продуктов детской деятельности: творческие работы, детские проекты, дидактические игры, вопросы, интерактивные игры.
Основные формы организации образовательного процесса по программе «Малышам о писателях и поэтах Нижегородского края» : занятия, экскурсии в библиотеку, праздники, беседы, презентации учебного материала. Программа имеет приложение.
Приложение программы содержит дидактический материал, представленный по блокам и разделам программы, а так же рекомендации по оборудованию развивающей предметно-пространственной среды, методический материал совместных мероприятий в библиотеке, литературный материал авторов Нижегородской области, в том числе Шатковского района.
Апробация программы в нашей организации привела к следующим результатам:
• сформирован интерес детей к художественной литературе авторов Нижегородской области, Шатковского района: дети знакомы с некоторыми произведениями и авторами Нижегородской области; проявляют познавательную активность, любознательность, задают вопросы по содержанию произведений; интересуются причинно-следственными связями;
• развиты творческие способности детей: передают впечатления от прочитанного в других видах деятельности - драматизации, рисовании, художественном труде, игре, музыке, проявляют словотворчество;
• развито чувство эмпатии : эмоционально откликаются, сопереживают персонажам художественных произведений; пытаются самостоятельно придумать объяснения поступкам героев;
• обогащен словарный запас детей: используют речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний относительно прочитанного произведения;
• воспитано отношение детей к книге как к произведению эстетической культуры: бережно относятся к книге, стремятся самостоятельно и аккуратно рассматривать иллюстрации.
Спасибо за внимание.