Лучший педагог года

Развитие игровых умений и навыков самореализации и самовыражения дошкольников в сюжетно-ролевых играх на тему профессий

Татьяна Завьялова
Развитие игровых умений и навыков самореализации и самовыражения дошкольников в сюжетно-ролевых играх на тему профессий
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Социализация – процесс усвоения ребенком образцов поведения, социальных норм и правил, ценностных представлений, умений и навыков, позволяющих ему успешно действовать в обществе.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Публикация «Развитие игровых умений и навыков самореализации и самовыражения дошкольников в сюжетно-ролевых играх на тему профессий» размещена в разделах

Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Из практики видно, что посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.

Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен способствовать накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

1.1 Социологический обзор

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор, зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и страны в целом.

Анализ работы с родителями показывает, что не все семьи уделяют серьезное внимание раннейпрофориентационной работе. Родители должны помнить, что ребенок в детском саду проходит первую ступеньку ранней профориентационной работы. Это первый этап проходит под названием как эмоционально – образный, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру : людям труда, их занятиям, первоначальным трудовым умениям в доступных видах деятельности (помочь няне расставить посуду, помочь воспитателю полить комнатные растения и т. д.). Существует несколько главных факторов в проведении данной работы:

- Создание предметной среды – одно из условий творческого развития личности ребенка.

- Оздоровление

воспитанников на базе ДОУ.

- Работа с родителями (анкетирование, информационные уголки, конкурсы и др.).

• Наличие банка данных по сюжетно – ролевым играм

3 – 5 летний возрастной период характеризуется следующими новообразованиями: овладение продуктивным целеполаганием (у детей впервые появляется желание самому создать что – то новое, обогащение и дальнейшее развертывание уже реализованных целей (условие для самостоятельной и творческой деятельности, овладением сочетанием игровой и продуктивных видов деятельности (развитие сюжета).

Таким образом, выделены три направления работы:

1. Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей.

2. Внедрение здоровьесберегающего пространства с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки ребенка

3. Внедрение инновационных обучающих методик по проведению профориентационной работы.

Технология проведения профориентационной работы с дошкольниками

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны. Несмотря на то, что кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации, данная работа обусловлена следующими факторами:

- Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.

- Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности. Следует обратить внимание, что игры группируются с учетом сезонного труда. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют профессиональное поведение.

Наблюдения показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разнообразных профессий (врача, строителя, шофера, парикмахера и т. д.). Таким образом, вместе с педагогом разыгрываются целые сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы по темам: «Мы шоферы», «Я – врач», «Мы строители», «Моя парикмахерская» и т. д., учатся создавать элементы для атрибутов игры, осваивают различные техники по выполнению этих атрибутов, как с педагогами группы, так и их родителями. В работе с детьми среднего возраста по профориентационному направлению ведущая роль принадлежит наглядным и практическим методам обучения, так как у детей в данном возрасте преобладает наглядно – образное мышление (используются наблюдение, рассматривание картин, фотографий, атрибутов). Данная работа предполагает создание определенного фонда учебно – наглядных пособий (подбор иллюстраций, создание фабрики игрушек). Для проведения занятий удачно используются ТСО (видеопросмотры отрывков из произведений детских писателей В. В. Маяковского «Кем быть», С. Я. Маршака «Пожар», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и т. п.) Предварительная работа: дидактические игры, экскурсии, беседы как индивидуальные, так и групповые, чтение худ. произведений.

Как известно, любое обучение дошкольников проходит на диалоге, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.

Таким образом, в средней группе детского сада выделяются два самых важных направления деятельности – работа по интеллектуально – познавательной деятельности, включающая вопросы ранней профориентации и проведение предварительной работы, направленная на знакомство с видами разных профессий и работа по воспитанию здорового дошкольника.

Все основные пути реализации проходят через формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей. В первую очередь, это внедрение здоровьесберегающего пространства с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки ребенка. Далее апробирование инновационных обучающих методик по профориентации и внедрение в практику.

Следовательно, конкретные наглядные представления о мире профессий ребенок начинает получать уже с 2,5 – 3 лет. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

Уважаемые взрослые, должны помнить! Как сами играли в шофера, в доктора, учителя. И, как показывает практика, этот список очень важно расширять, чтобы у ребенка создавалась наглядная основа, на которой базируется профессиональное самосознание.

Применяя на практике образовательную комплексную программу «Успех» авторы С. Г. Доронов, Т. И. Гризик, М. Ю. Парамонова и др., советуют педагогам использовать наглядный характер обучения. В связи с этим надо менять функции наглядности, ее характер и использование в воспитательно – образовательном процессе.

Современные подходы к организации образования детей среднего дошкольного возраста предполагают включение дидактических средств в предметно – развивающее пространство. Из практики можно утверждать, для того, чтобы наиболее точно изложить учебный материал, необходимо найти способы изложения (наглядные, проблемно – исследовательские, поисковые и пр.).

Положительные стороны предметно – развивающего пространства неоценимы:

1. Углубление практических знаний воспитанников;

2. Выявление интересов, склонностей;

3. Развитие интереса;

4. Умение совершать действия.

Использование игрового пространства позволяет:

1. Индивидуализировать обучение посредством игрового пространства;

2. Актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

3. Позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

4. Помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

5. Использовать полученные знания в практическом применении;

6. Принимать во внимание деятельность других детей;

7. Предугадывать игровой замысел;

8. Корректировать и развивать игровой сюжет.

В чем суть моделирования обучения посредством игры?

1. Создаются условия, при которых воспитанники самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из окружающего пространства, учатся пользоваться приобретенными знаниями при решении поставленных задач, приобретают коллективные игровые умения, развивая интерес, познавательную активность.

Основой метод сюжетно – ролевой игры – это его практическая направленность на обучение, с помощью которого приобретенные знания закрепляются практическими умениями.

Для достижения такого результата воспитанники должны обладать способностью видеть и решать игровые проблемы

Сюжетно – ролевые игры

Иначе их называют познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие.

Данный вид игр представляет собой не что иное, как игровое обучение, основанное на стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. В основе такой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение.

Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры-путешествия, носящие характер географических, исторических, краеведческих, следопытских, «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. «Экспедиции», «походы», «поездки», «путешествия», совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями, геолога, зоолога, экономиста, спецкора, метеоролога, топографа и др. Воспитанники ведут дневники, пишут письма с «мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность выражения. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, т. е. в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.

Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, способ развертывания фабулы игры – это содержательная канва игры.

К наиболее распространенным сюжетам игр детей дошкольного возраста можно отнести:

• созидательные сюжеты (создание фабрики, театра)

сюжеты поиска и открытия («Экспедиция», «Путешествие», «Полеты в космос»)

сюжеты, связанные с романтикой профессии (в моряков и т. д.)

• военные и военизированные сюжеты (в милицию)

сюжеты, связанные с искусством (игры в «киностудию», «в цирк», «в театр»)

Сюжетно-ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем, мультипликационным или сказочным героем. Сюжетно-ролевые игры отлично подходят как для детей 2-3 лет, так и для детей старше

Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Малыш совершает поступки, представляя, что он уже взрослый. Конечно, в три года ребенку еще трудно принимать на себя роль. Поэтому здесь необходима помощь родителей. Например, предложите малышу животное, человека, которые ему хорошо знакомы. Продумайте сюжет и предложите его ребенку – во что вы будете играть. Например, так: давай ты будешь щенок (радостный, игривый, гавкает, а я (мама, бабушка и пр.) буду собакой. Вместе мы будем гавкать, пытаться махать хвостом, искать спрятанные вещи.

Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбранного героя. Только при их выборе вы должны не забывать, что это должны быть атрибуты знакомых ребенку профессий : для игры в доктора, парикмахерскую, продавца, дочки-матери или каких-нибудь сказочных или мультипликационных героев: Буратино, золушка, фея, Винни-пух, Пятачок, кот в сапогах.

В более старшем возрасте на первый план в игре уже выходит характер персонажей и их взаимоотношения. Например, доктор может быть добрым и веселым, мама строгой, а дочка непослушной. Вы можете предложить ребенку сыграть в «Детский сад». И тут вы услышите и интонации воспитательницы, и жалобы на драчуна Колю, который возможно обижает малыша, а сказать об этом воспитателям или вам малыш просто боится. Вы сможете узнать о многих тонкостях, которые всплывают в детском коллективе.

Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница, парикмахер, продавец, в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Поэтому ребенку можно соорудить поезд, к примеру, из подушек и повезти маму, папу, брата и зверушек отдыхать в горы или на море. А можно соорудить самолет из стульев и стать пилотом.

Нужно предлагать как можно больше вариаций игр, поскольку игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Этапы проведения профориентационной работы с дошкольниками :

1. Беседа о профессии

2. Рассматривание иллюстраций

3. Знакомство с художественными произведениями

4. Внесение атрибутов

5. Проведение экскурсий

6. Проигрывание сюжетно – ролевых игр

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников.

Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие способов сюжетосложения происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в игры знакомой тематики: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, образ магазина для современных детей - это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким набором услуг. Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Воспитателю следует продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре вызвали эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в играх. В противном случае происходит резкий спад игровой динамики – использование игровых умений с преобладанием предметных действий, характерных для детей младшего возраста. Существуют игровые темы, которые утратили свою актуальность для современного дошкольника : «Почта», «библиотека». Люди чаще пользуются электронной почтой и предпочитают покупать готовую одежду. Данные темы не получают продолжения и развития в игре, так как в них отсутствует эмоционально-значимое содержание для отражения в игре Для ознакомления детей с окружающей действительностью можно предложить такие темы: «Путешествие письма», «Зачем людям нужна библиотека?».

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает :

Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,

• творческое создание обстановки для игры;

• организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

• создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Этапы педагогической технологии:

1 этап:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

2 этап:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :

• определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

• создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

• совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, соглосаванию ролей, взаимопониманию.

.

Публикации по теме:

Формирование взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играхФормирование взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играх “Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Формирование коммуникативных умений и навыков дошкольников посредством вовлечения в театрализованную деятельность По определению известного психолога Р. С. Немова коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых.

План работы по самообразованию «Развитие конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста» Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год Пикашова Татьяна Владимировна Пикашова Ирина Ивановна Тема: «Развитие.

Консультация «Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №12 "Яблонька" комбинированного вида Консультация на тему:"Развитие.

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями у дошкольников всех возрастных групп Среди разнообразной деятельности детей на прогулке особое место занимает трудовая деятельность. Трудовые умения и навыки у детей очень хорошо.

Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения Роль сюжетно- ролевых игр в развитии навыков социально- бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения Социальное созревание ребенка,.

Ширма для сюжетно-ролевых игр «6 профессий»Ширма для сюжетно-ролевых игр «6 профессий» Ширма предназначена для сюжетно-ролевых игра для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. На ширме представлено шесть профессий:.

Социализация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх бытового, трудового и общественного содержания С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый.

Консультация «Формирование умений и навыков безопасного поведения на дорогах по средствам игровых ситуаций» Цель: 1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. 2 Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Многочисленные исследования отечественных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие игровых умений и навыков самореализации и самовыражения дошкольников в сюжетно-ролевых играх на тему профессий
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 14:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие игровых умений и навыков самореализации и самовыражения дошкольников в сюжетно-ролевых играх на тему профессий» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Завьялова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД