Юлия Калинина
Развитие речи неговорящих детей посредством межличностного взаимодействия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи неговорящих детей по средствам межличностного взаимодействия дошкольников.
Публикация «Развитие речи неговорящих детей посредством межличностного взаимодействия дошкольников» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Неговорящие дети
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения социально ценных моделей взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками и для развития сотрудничества (Т. И. Бабаева, М. И. Лисина, Т. А. Репина). У старших дошкольников возникает бескорысное желание помочь, уступить, поделиться. Контактируя, дети учатся согласовывать свои действия, учитывать особенности другого.
Логопедические группы нашего детского сада наполнены полиморфной группой детей с неспособностью пользоваться средствами языка. В МКДОУ комбинированного вида №196, дети входящие в эти группы, могут иметь системное недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалии.
Всвязи с этим появилась потребность в развитии сотрудничества между столь разрозненными категориями детей.
Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие.
С детьми обязательно проводится предварительная работа о значимости развития доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться тебованиям. Это необходимо для вовлечения более сохранных детей в работу.
Основной задачей такой интеграции должны стать закрепление навыков, усвоенных ребенком на занятиях с логопедом, создание необходимого эмоционального фона как основы для формирования общения, преодаления речевого негативизма.
Работа с безречивыми детьми имеет следующие основные этапы:
1. Подготовительный этап.
-установление зрительного и эмоционального контактов,
-подбор адекватной сенсорной стимуляции,
-настрой ребенка на эмоциональное сопереживание,
-повышение уровня общей активности ребенка,
-развитие способности к концентрации.
2. Основной
Ситуация общения организуется так, чтобы она была комфортна для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требует от него недоступных форм взаимодействия.
Положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность формируется на основе использования различных видов неречевой деятельности (игра, лепка, рисование).
Постепенно в игру включаются небольшие сложности, подкрепленные сенсорными эффектами, расширяется стереотип взаимодействия. Стимулируются непроизвольные подражания действиям, мимике, интонациям. Обыгрываются звуковые реакции.
Разнообразное содержание занятий, интеграция разных видов деятельности, регулярность и систематичность проведения совместных занятий позволяют детям накапливать опыт сотрудничества, расширять пассивный словарь и активизировать собственную речь.
Занятия по формированию предпосылок общения и речи у неговорящих детей организуются по следующим направлениям:
• Развитие слухового восприятия,
• Способности к использованию невербальных компонентов коммуникации,
• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики,
• Зрительно-пространственного анализа и синтеза,
• Сенсорно-перцептивной деятельности,
• Функции голоса и дыхания,
• Чувства ритма,
• Импрессивной и экспрессивной речи.
Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей детей.