Матюшина Наталья Ивановна
Опыт работы «Развитие дошкольника в процессе творческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие дошкольника в процессе творческой деятельности»
Воспитатель МБДОУ детский сад №10
«Мишутка» г. Карачев: Матюшина Н. И.
Актуальность
Темочки:
Современное общество имеет потребность в творческой личности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль в формировании личности. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, многие творческие возможности и чувства, которыми наделяет нас природа, находятся в скрытом состоянии или остаются недостаточно развитыми и не всегда полностью реализуются в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Целью моей работы является - развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и изобразительной деятельности.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Развивающие :
Формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Свою работу строю на следующих принципах:
-От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
-Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
-Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
-Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Методы и приёмы, которые я использую:
- Создание игровой ситуации;
- Путешествия;
- Художественное слово;
- Эмоциональный настрой;
В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования и все
пришлись мне и детям по душе:
- пальчиковую живопись
– кляксы
- монотипию.
- мятая бумага
-метод «тычка»
-печать
-Рисование пакетом
-Рисование песком
-Ниткография
- Рисование кофе
Самым доступным из них я считаю рисование пальчиками это своеобразная игра красками и новыми тактильными ощущениями. Дети в восторге, когда результате рисования всего двумя пальцами на зелёной лужайке появляются, желтые цыплята, одуванчики. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали, перед глазами предстанет целая картина. И радости у моих воспитанников нет предела. Старшие воспитанники радуются не меньше малышей, когда после того как мы разрешили опустить в краску всю ладошку и отпечатать след, а в итоге этот след похож на сказочную птицу или волшебное дерево. Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники-чародеи и умницы.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для
детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить
воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою
индивидуальность.
С удовольствием ребята освоили рисование пробками. Эта техника
привлекает детей своей необычностью, позволяет многократно изображать
один и тот же предмет, оставляя из его отпечатков разные композиции.
Ребенок опускает печатку в мисочку с краской, и наносят оттиск на лист
бумаги. Мы рисовали «Вазу с цветами».
При помощи ватных палочек мы украшали «Ёлочку», «Рыбки».
Не менее радости было на лицах детей во время рисования в технике
скатывание бумаги (салфетки, ребенок мнет руками салфетку, затем
скатывает из нее шарик, после этого бумажный комочек опускается в клей и
приклеивается на основу. С помощью этой техники у нас получилась
оригинальная коллективная работа «Утята», «Цветок».
Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании
этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних
листьев, неба, травы.
Учила детей рисовать «тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок
опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При
работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или
шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое
или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние
животные», «Веселый снеговик», «Зима»
Со средней группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». В этой
технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были
выполнены работы на следующие темы : «Чудесные бабочки», «Волшебное
дерево», «Вечерний город». Увлекательна оказалась техника рисования по
мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа.
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на
участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся
по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной
стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается
аккуратный цветной отпечаток растения «Осень», «Зима в нашем городе».
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла и добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Работая с ребенком, я неизбежно сотрудничаю с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы.
Результативность опыта
Творческий процесс научил детей открывать что-то новое, исследовать и умело обращаться со своим миром.
В результате деятельности, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, теперь рисунок кажется произведением искусств. С каждым днём ребёнок становится увереннее в своих возможностях и считает себя художником. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.