Светлана Юрьевна Грибова
Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
«Без творчества немыслимо познание человеком
своих сил, способностей, наклонностей…»
В. А. Сухомлинский
М. И. Глинка, П. И. Чайковский, В. А. Моцарт, С. С. Прокофьев, И. С. Бах, Д. Д. Шостакович… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги? А может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя – писателем. Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия музыкальных способностей сына или дочери.
Публикация «Развитие детского творчества и инициативы в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании творческих и профессиональных способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится известным пианистом, а врача – виртуозом скрипачом. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом - эти факторы определяют в будущем и способности и характер человека. Значит, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой, тем более возникает потребности и желания к выражению себя в музыке, в творческой деятельности …
При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными и с годами желание извлекать звуки из музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает. Кто из педагогов не наблюдал, как ведут себя дети, если им разрешают взять любые музыкальные инструменты? Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает, и музыкальный зал наполнятся какофонией звуков, самыми немыслимыми и неожиданными звукосочетаниями. И все это не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая, а может и подтанцовывая. Конечно, эта импровизация хаотична, но сколько восторга в глазах детей, как самозабвенно счастье и радость, бьющая через край, как велико их желание фантазировать, придумывать что-то свое!
Что такое звук вообще? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе на человеческий. Умение различать особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?
Фантазия и изображение помогают вдохнуть красочность и выразительность в обычные бытовые звуки. Стоит только прислушаться – можно услышать незатейливую песенку легкого дождика или целую симфонию звуков большого города. Чарующая музыка рождается из самых простых, обычных звуков. А какой полет фантазии вызывает слушание музыкальных произведений, героями каких сказок представляют себя дети?
Все на свете дети знают звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот, самолета громкий ропот.
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка, тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые, только есть еще другие.
Не шуршания, не стука – музыкальные есть звуки! Е. Королева
Как провести малыша по первым дорожкам музыкального мира, познакомить с его необычными жителями – звуками, научить слышать и различать их? Решению помогает слушание звуков окружающего мира. С ребятами на музыкальных занятиях мы слушаем различные звуковые фрагменты. Я знакомлю дошкольников с звуками деревянными, металлическими, стеклянными, шумовыми, звуками быта, леса, природы, животных и птиц. Прослушивание фрагментов способствует развитию у ребят чуткости и тонкости тембрового слуха, расширяет их представление о единстве и многообразии всего, что их окружает, помогает активизировать внимание, ассоциативное мышление и творческую активность. Узнавая звуки, дети сами по ассоциации могут озвучить при помощи шумовых музыкальных инструментов звуки окружающего мира. Есть такая фраза - «Всякий вправе творить по - своему», что дети и воплощают, они сами инструментами могут передать песенку ветра, шуршание листочков, журчание ручейка, пение птички, даже песенку сосульки и льдинки.
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить, «способность творчества есть великий дар природы: акт творчества в душе творящий, есть великое таинство» как написал В. Г. Белинский, детям этот дар подарила сама природа с великой целью: служить способам познания мира.
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией их музыка проста и чудесна, как сама страна детства. Из металлофона рождается огонек светлячка, колокольчики «разговаривают» о дружбе, «шуршалки» расскажут как грустят опавшие осенние листочки. Ребенку легко услышать музыку бумажных шелестов, «узнать» в ней разговор бабочек, а потом найти способ музыкально выразить. И этому помогают шумовые инструменты, изготовленные из бросового материала.
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и творчества детей.
Т. Тютюнниковой создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Программа синтезирует в условиях музыкально – игрового общения ритмизированные звучащие жесты, движения, ритмо и мелодекламацию или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на орфовских инструментах.
В программе Васильевой, которая является основной в нашем МДОУ и в
моей работе по развитию музыкальных способностей детей дошкольников ставятся определенные задачи: развивать музыкальные способности детей : звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность, способствовать развитию навыков пения, движений под музыку; игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.
Именно об Игре на детских музыкальных инструментах и хотелось сегодня сказать. т. к. именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка, развивает его творческие и исполнительские способности.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дошкольники открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, у них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмичных движений (четче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренних духовный ритм. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развитие мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Знакомство с музыкальными инструментами начинала с самых первых дней в детском саду (2-3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте: высокое и низкое звучание колокольчиков, фортепиано, металлофона; знать и различать звучание бубна и погремушки.
В работе с малышами использую музыкальные игрушки : дудочки, барабаны, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности.
Знакомство с инструментами провожу постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. В процессе игр дети начинают самостоятельно угадывать звучание инструментов.
На каждом занятии стараюсь создать радостное настроение у детей от общения с музыкой. В гости к ребятам приходят сказочные герои и приносят в корзинке погремушки, шумелки. Малыши рассматривают их, ощупывают, учатся общаться, извлекать звук.
Во время музыкальных занятий я с детьми использую ритмодекламацию, пальчиковые игры и игры с палочками, которые развивают чувство ритма, доставляют малышам много радости и повышают интерес к музыкальным занятиям.
В младшей группе я закрепляю знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали ранее; продолжаю знакомить с новыми: барабаном и металлофоном.
На музыкальных занятиях предлагаю детям творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Например м/д игра «Назови свое имя» : Миша А. называет свое имя и простукивает ритм имени на бубне. Я заметила, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами : они учатся различать звуки по высоте, реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой мелодии, различают тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка). Дети знакомятся с новым инструментом – металлофоном. Стараюсь, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.
Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.
В средней группе уже предусматривается новый вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах (на металлофоне). Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма, музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте осуществляю на музыкальных занятиях, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Сначала с детьми передаем ритмический рисунок хлопками все вместе, потом небольшими подгруппами, используя различные ударные инструменты : на палочках, бубне, кубиках, музыкальным молоточком. А после этого переходим к игре попевки на металлофоне на одном звуке. Для того, чтобы дети научились правильно опускать молоточек на пластинку, я наклеиваю кружочек на нужную пластинку.
В средней группе знакомлю со звучанием музыкального треугольника. Есть ряд игр, в которых этот инструмент обыгрывается : «Как тебя зовут?», «Веселые молоточки». В игре дети угадывают по ритму кого позвали. Такие музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте : бубне, барабане, металлофоне. Они развивают творчество ребят, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами.
В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы я начинаю ставить более сложные задачи. Учу исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. Это требует от них определенных умений. К такому исполнению я подхожу на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети не только передают в игре знакомый ритмический рисунок, но и придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру. Многие ребята не испытывают особых трудностей в одновременной игре на двух металлофонах, так как попевка, построенная на одном звуке им хорошо знакома.
От исполнения простых попевок я постепенно переходила к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках (ми – до). В процессе обучения у детей развивается звуковысотный слух, поэтому сначала поем попевку с показом высоты звуков рукой. Дети запоминают на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Постепенно дети исполняют эту попевку ансамблем.
Систематические занятия по обучению игре на музыкальных инструментах помогают мне развивать творческую активность детей, умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.
Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной группе я стараюсь уделять особое внимание. К этому времени дети достаточно владеют такими инструментами как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, треугольники, бубны, барабаны, и др. Ребята не только с помощью воспитателя, но и самостоятельно организовывают небольшой ансамбль. Этому помогает музыкальный уголок созданный в каждой группе.
В подготовительной группе мной ставятся задачи: научить играть детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.
Игра на музыкальных инструментах вызывает у детей стремление быть активными. Но иногда в подготовительной группе встречаются застенчивые, малоактивные ребята, которые не проявляют себя во время игры на инструментах. Правда, таких детей мало, в основном это те, которые недавно пришли из дома. Как правило, вновь пришедшие не знакомы с первоначальными навыками игры на инструментах, поэтому-то они и бывают часто пассивными. Таким детям я стараюсь уделять больше внимания, приглашаю их на индивидуальные занятия. Чтобы развить у них чувство ритма, для развития мелкой моторики рук, продолжаю использовать в работе пальчиковые игры и игры с палочками, ритмодекламацию, подговорки (с озвучиванием на бубне ритма). Игра на музыкальных инструментах развивает творческую активность детей.
В этом году в детском саду мною создан музей музыкальных инструментов. В нем собран богатый материал. Это коллекционные копии инструментов духового оркестра, с подробным журналом про каждый из них. И так же картинки, загадки, конспекты занятий. И многое другое. Я надеюсь, что к концу учебного года благодаря занятиям в музее, дети не только овладеют овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофонах, треугольниках, барабанах, бубнах, трещотках, ложках, колокольчиках, на шумовых инструментах и т. д. но и запомнят названия духовых, ударных, щипковых инструментов, характер их звучания, правила пользования, будут узнавать их по слуху.
И конечно самое интересное, важное и волнующее событие для детей – это выступление оркестра на праздниках и развлечениях. Здесь дети делятся своими умениями и навыками с самыми дорогими им людьми – родителями. А иногда и совместно с ними исполняют муз. произведения в оркестре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха : звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.
Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как говорил Л. Н. Толстой «музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.