Катаева Екатерина
Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс
«Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
-Добрый день, уважаемые коллеги. Я - Катаева Екатерина Николаевна, учитель логопед Кондратовского детского сада «Акварельки».
-Тема моего мастер - класса «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» .
Темочки:
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
(слайд 1)
- Для того чтобы сегодня поработать продуктивно, давайте разберем, что обозначают эти понятия.
- Что такое зрительно - пространственное восприятие? (процесс, с помощью которого ребенок воспринимает цвет, величину, форму предметов, ориентируется в пространстве)
(слайд 2)
- Что такое графомоторные навыки? (степень уверенности и произвольности движения пищущей руки, ритмичность и точность выполнения, способ удержания карандаша, нажим.)
(слайд 3)
-Есть ли какая то связь между этими понятиями? (Зрительно-пространственное восприятие и графомоторные навыки – это согласованные действия рук и глаз. В младшем дошкольном возрасте сначала происходит движение руки (по контуру изображеного предмета, по линии на листе бумаги, только затем глаз отслеживает это движение.
К страшему дошкольному возрасту глаз контролирует движение руки. Глаз прослеживает - рука изображает.)
(слайд 4)
- Как вы считаете, какие трудности наблюдаются у детей с ТНР при становлении зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка? (не узнают предметы, изображенные контурно, силуэтно, пунктирно, при наложении, не ориентируются в пространстве, теряется рабочая строка, наблюдается неверный захват карандаша- всё это приводит впоследствии к специфическим ошибкам письменной речи ребенка, оптические – замена буквы на другую вследствии того, что ребенок неверно воспринимает простанственное расположение отдельных элементов буквы (печатная Т заменяется на Г; печатная П заменяется на Н; письменная Ш заменятся на М; письменная В заменяется на Д и т. д.)
(слайд 5)
- Сегодня я хочу познакомить вас с элементами методической разработки Галины Михайловны Зегебарт и Ольги Сергеевны Ильичевой «Волшебные обводилки». Она представляет собой работу с рисунками - образцами. (Слайд № 6) Образцы представляют собой разнообразные контурные изображения – асимметричные и симметричные. Данная методика позволяет провести эффективную коррекционную работу по развитию зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
- Сейчас мы выполним несколько упражений в рамках лексической темы «Транспорт».
- Кто знаком с этой методикой?
-Как вы считаете, с чего нужно начать работу по формированию графомоторного навыка?В какой форме можно это провести? (пальчиковая гимнастика)
-Да, действительно. Предлагаю провести пальчиковую гимнастику с элементами самомассажа пальцев и кистей рук. Какие материалы мы можем для этого использовать? (шипованные мячики Су- Джок, камни маленького размера, шишки, грецкие орехи, футляры от киндера). Предлагаю вместе это сделать.
(раздать материалы)
Пальчиковая гимнастика «Гонки».
(Катаем мячики по каждому пальцу вперед и назад, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно гонки начинать,
(катаем по ладони по кругу)
По кругу, по кругу,
Вперед и назад,
(катаем мячик по пальцам, которые слегка согнуты)
Но пальцы машинку мою тормозят
(сжимаем кулак)
Закрылись!
(заглядываем в маленькую щелочку в кулаке)
Машинка стоит в гараже,
И фары погасли, не светят уже.
- Эту пальчиковую гимнастику можно провести с помощью мягких бигуди, носовых платочков.
- Мы переходим к упражнениям для формирования зрительно-пространственного восприятия с помощью контурных образцов. У вас в руках остались материалы после проведения пальчиковой гимнастики. Приглашаю пройти за столы тех, у кого в руках шарики Су - Джок.
- Обратите внимание на рисунки, которые находятся перед вами. Как вы думаете, что вы сейчас будете делать? (выкладывать контур рисунка)
- Да, правильно. Но для того, чтобы сформировать двигательный образ рисунка, необходимо сначало обвести рисунок по контуру. На начальном этапе мы предлагаем детям простые контурные изображения, затем контурные изображения линии сложной конфигурации. Затем мы переходим к обведению симметричных изображений.
-Перед вами асимметричные изображения - парусник и велосипед. В чем различие между этими изображениями? (простое и сложное). Обратите внимание на цветные обозначения на листе. Что они обозначают? (Красная точка - начало движения, синяя - окончание движения руки).
-Вам необходимо безотрывно указательным пальцем ведущей руки обвести контур изображения, следуя в том направлении, которое указывает стрелка, не меняя положение листа на столе. Остальным участникам я предлагаю также произвести обводку, опираясь на экран. Итак, поставили указательный палец слева на красную точку, и начинаем обводку.
- Теперь для усиления ощущения ритма движения, что является основой при выполнении любого графического изображения, мы обведем изображение в воздухе, над ним. Начинаем. Ставим указательный палец в воздухе над красной точкой и обводим в воздухе над рисунком.
- Какие у вас ощущения? Какое изображение было обводить сложнее? Как вы думаете, почему (непривычно, нет опоры на поверхность,).
- Следующий этап - обкатывание контура рисунка маленькой машинкой либо шипованным мячиком, фишкой, орехом по контуру изображения. Для чего это нужно? (для вызывания интереса к данной работе, развития зрительного восприятия.)
- Теперь мы переходим к обкладыванию разными предметами по контуру рисунка, для этого можно использовать шерстяную нить, камни маленького размера, разноцветные скрепки, пуговицы, фасоль, различные мелкие предметы. При обкладывании можно использовать пинцет для усложнения задания. Можно также нанести на контур клей, и предложить ребенку посыпать его разноцветным песком.
- Какие задачи мы решаем, предлагая детям такой вид деятельности? (развитие зрительно- пространственного восприятия, моторной координации).
- Начинаем обкладывание аналогично обведению, слева, от красной точки. Спасибо, достаточно!
- С какими сложностями вы столкнулись при этой работе?
- Спасибо за участие! Вы можете пройти на свои места.
- Следующее упражнение, которое нам предстоит выполнить, это обводка симметричных изображений двумя руками. Что формируется при синхронном движении рук? (помимо развития зрительного восприятия и моторной координации развиваются межполушарные связи)
- Я приглашаю сделать это упражнение тех, кто держит в руках массажные мячики. Это упражнение можно выполнить на горизонтальной поверхности, и вертикально. Как вы думаете, с какой целью проводится именно вертикальное обведение? (смена положения тела активизирует и концентрирует внимание, происходит развитие зрительно - моторной координации, развитие вестибулярного аппарата). Сейчас мы продемонстрируем это с помощью мольбертов.
- С детьми можно провести эту форму обведения стоя. Изображение должно располагаться на уровне глаз. Начало движения слева обозначается красной точкой, начало движения справа – зеленой точкой, конец движения для обеих рук – синяя точка. На контуре можно увидеть черные ориентировочные точки. Они необходимы для контроля движения – пальцы должны одномоментно проходить эти точки. Предлагаю остальным слушателям также попробовать сделать это упражнение, ориентируясь на экран.
-Сначала мы осуществляем «перекрестное» движение:
- обводим симметричное изображение по линии сложной конфигурации слева - от красной точки до зеленой точки указательным пальцем правой руки;
- обводим симметричное изображение по линии сложной конфигурации справа - от зеленой до красной точки указательным пальцем левой руки;
-Затем осуществляем обводку симметричного изображения синхронно двумя руками: указательный палец левой руки ставим на красную точку (начало движения слева, указательный палец правой руки ставим на зеленую точку (начало движения справа, осуществляет движение двумя руками одновременно до синей точки, проходя синхронно ориентировочные точки черного цвета.
Далее мы обводим в воздухе, над контуром, аналогично – поочередно каждой рукой, и синхронно. Затем с детьми проводится обкатывание по контуру - для этого можно использовать вспомогательные материалы: шипованные мячики, фишки, машинки для обеих рук.
- Что было сложнее всего для вас в этом упражнении?
-Теперь предлагаю вам выполнить упражнение для формирования элементарного графомоторного навыка - копирование контурных изображений.
-Копировать можно разными способами: с помощью копировальной бумаги, кальки, матового файла, на прозрачном мольберте. Как вы считаете, каким образом формируется графомоторный навык у ребенка с помощью копирования (формируется нажим, захват пишущего инструмента, точность линии)
-Копирование с помощью кальки, копировальной бумаги производится трехгранным карандашом.
-Как вы считаете, почему именно трехгранным карандашом? (для формирования правильного захвата)
-Копирование на файле производится перманентным маркером яркого цвета. Файл обязательно должен быть матовым, с какой целью? (чтобы не было бликов).
- На прозрачном мольберте осуществляется вертикальное копирование с помощью гуаши указательным пальцем.
- Двум слушателям я предлагаю работать вместе, с помощью прозрачного мольберта. Им необходимо будет копировать синхронно, с помощью маркеров. Это самый сложный прием копирования.
- В чем особенность этого упражнения? (помимо развития графомоторных навыков и зрительного восприятия развиваются коммуникативные навыки).
- Приглашаю тех, кто выполнял пальчиковую гимнастику с помощью сосновых шишек.
(выходят 9 человек)
-Пожалуйста, выбирайте способ копирования, на столе вы можете взять необходимые материалы.
- Копирование необходимо вести максимально точно, не отрывая пищущий инструмент от листа бумаги, соблюдая направление стрелки.
- Остальным участникам предлагаю отгадать ребусы – в них зашифрованы разные названия видов транспорта. (раздать карточки для рефлексии)
(слайд 18)
- Продемонстрируйте, пожалуйста,что получилось в результате копирования. Какие сложности возникли в процессе работы? Спасибо за участие, вы можете пройти на свои места.
- После проведения этих упражнений, ребенок может поработать с изображением в свободной деятельности: раскрасить, заштриховать, сделать поделку и т. д.
(слайды 19- 23)
- Теперь подведем итог нашей работы. Перед вами два вопроса, на которые я попрошу вас ответить с помощью карточек, находящихся у вас в руках. Первый вопрос - Какие навыки формирует этот метод в образовательном пространстве?
(участники выходят и прикрепляют нужные карточки на доску)
- Как применить этот метод в образовательном пространстве?
(участники выходят и прикрепляют нужные карточки на доску)
- Спасибо за внимание!