Папки-передвижки

Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы

Чикина Татьяна
Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Актуализация выбранной темы.

Что такое литература? Литература – это произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение; это совокупность художественных произведений.

Под детской литературой понимается : во-первых- все произведения, которые читают детям; во-вторых, это произведения, созданные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей; в-третьих, это то, что сочиняют сами дети.

Публикация «Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы» размещена в разделах

Именно через художественную литературу ребенок сможет познать общечеловеческие нормы и ценности, позволяющие подрастающему поколению быть более нравственными, порядочными людьми. Чтение формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Опасность глобальной нравственной деградации охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла. Чтение можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира.

Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка. Каждому возрастному этапу присущи определенные особенности восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах учёных, педагогов, психологов К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и др.

Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой :

словесный - чтение произведений; чтение с продолжением; вопросы к детям по содержанию произведений; пересказ произведения; заучивание наизусть;выразительное чтение; беседа по произведению, о книге, после чтения; прослушивание грамзаписи;

наглядный - показ иллюстраций, картинок, игрушек; элементы инсценировки;движение пальцами, руками;схемы;алгоритмы;просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов; оформление выставки;

Практический - элементы инсценировки;игры-драматизации; дидактические игры;театрализованные игры;использование разных видов театра;игровая деятельность; инсценирование.

Формы работы:

• Совместная деятельность в ходе режимных моментов;

• Организованная образовательная деятельность;

• Самостоятельная деятельность детей;

• Взаимодействие с семьями по ознакомлению с художественной литературой.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок в групповой комнате. Существуют определенные требования к оформлению книжных уголков:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

- соответствие тематике перспективного плана;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление.

Также в группах можно оформлять тематические выставки, посвященные творчеству определенного писателя, где демонстрируется его биография; устраивать «больничку» для книг; познакомить детей с созданием книги (создать проект по теме).

Приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми :

• выразительное чтение воспитателя;

• беседа о прочитанном;

• повторное чтение;

• рассматривание иллюстраций;

• объяснение незнакомых слов.

Таким образом, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

Технологическая ситуация на тему «Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы»

Цели Действия Средства Результат

Понимание роли художественной литературы в разностороннем развитии ребенка.

Представление о педагогической системе работы по восприятию дошкольниками художественной литературы

Умение аналитически оценивать информацию и письменно выражать свое профессиональное мнение

1. Организация целевого пространства: 1.1. Разговор о проблемах воспитателей при организации работы с воспитанниками по восприятию худож. литературы. 1.2. Обсуждение современного понимания проф. компетентности и некомпетентности педагога в работе по восприятию худ. литературы детьми. 1.3. Обсуждение и запись инд. целей, ожидаемого результата.

1.1. Результаты анкетирования «Знаешь ли ты детскую литературу. Вопросы о проблемах слушателей.

1.2.«ФГОС ДО – различные виды деятельности-целевые ориентиры» (Ценность, социализация, индивидуализация, интеграция).

1.3. Карточки для записи инд. целей. Вопросы к участникам. Осознание значимости художественной литературы в формировании

нравственной и

социально ценной личности.

Систематизация знаний о задачах, формах и методах при организации работы поприобщению детей к художественной литературе. Потребностьв собственном саморазвитии.

Умение включаться в обсуждение., слышать, высказываться, самокритичность, видеть перспективы проф. роста

2. Организация поискового пространства: 2.1. Лекционная часть: обсуждение значимости художественной литературы во всестороннем развитии ребенка; цели и задачи изучения художественной литературы; возрастные особенности восприятия; методы и формы ознакомления с художественной литературой.

2.2. Раб. с понятиями. Подведение к выводу о роли худож. литературы в формировании нравственной личности. 2.3. Работа в группах «Знаете ли Вы?»(с целью проверки знаний у педагогов методики приобщения детей к худ. литературе)

2.1. Текст. Слайды

2.2. Понятия: амплификация, первичная социализация, богатство речи, художественная литература, детская литература. Памятки и консультационный материал для воспитателей («Как рационально организовать уголок книги», «Как правильно читать детям», «Что и когда читать детям», «Литературные игры для детей»)

.2.3. Листы с заданиями на закрепление материала.

3. Организация рефлексивного пространства:3.1. Обобщение информации, обсуждение результатов, анализ достижения целей.

3.2. Обращение к целям. 3.1. Вопросы: о состоянии, степени удовлетворенности, перспективах, ценности полученного на занятии.

3.2. Цели – в тетрадях.

Система средств к технологической ситуации.

Памятка для воспитателя

Читаем вместе с детьми 2-3 лет

Дети третьего года жизни могут слушать доступные им по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы. А также большой интерес для них представляет рассматривание иллюстраций в знакомых книжках с помощью взрослого.

Песенки, потешки, заклички

"Ладушки, ладушки. "

"Петушок, петушок…"

"Большие ноги…"

"Водичка, водичка…"

"Баю-бай, баю-бай…"

"Киска, киска, киска, брысь. "

"Как у нашего кота…"

"Пошел котик на Торжок…"

"Наша Маша маленька…"

"Чики, чики, кички…"

"Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу!"

"Огуречик, огуречик…"

"Солнышко, ведрышко…"

Произведения поэтов и писателей

А. Барто "Кто как кричит", цикл стихотворений "Игрушки"

А. Барто, П. Барто "Девочка-ревушка"

С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"

К. Чуковский "Федотка"

К. Чуковский "Путанница"

"Котауси и Мауси" англ., обр. К. Чуковского

Л. Толстой "Три медведя"

В. Сутеев "Кто сказал "мяу"

П. Воронько "Обновки" пер. с укр. С. Маршака

"Ты собачка, не лай…" пер. с молд. И. Токмаковой

А. Пушкин "Ветер по морю гуляет…" (из "Сказки о царе Салтане")

М. Лермонтов "Спи, младенец…" (из стихотворения "Казачья колыбельная")

Г. Сапгир "Кошка"

В. Бианки "Лис и мышонок"

Д. Биссет "Га-га-га!" пер. с англ. Н. Шерешевской

Сказки

"Курочка Ряба»

"Репка"

"Козлятки и волк" (обр. К. Ушинского)

"Теремок", обр. М. Булатова

"Маша и медведь", обр. М. Булатов

Читаем вместе с детьми 3-4 лет

Дети четвертого года жизни могут рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослого, называть произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него, читать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Песенки, потешки, заклички

"Пальчик - мальчик…"

"Заинька, попляши…"

"Сорока, сорока…"

"Еду - еду к бабе, деду…"

"Тили - бом! Тили - бом. "

"Как у нашего кота…"

"Сидит белка на тележке…"

"Ай качи-качи-качи…"

"Жили у бабуси…"

"Чики - чики - чикалочки…"

"Кисонька - мурысенька…"

"Заря - заряница…"

"Травка - муравка…"

"Тень, тень, потетень…"

"Курочка - рябушечка…"

"Дождик, дождик, пуще…"

"Божья коровка…"

Произведения поэтов и писателей

К. Бальмонт "Осень"

А. Блок "Зайчик"

А. Плещеев "Осень наступила…"

А. Майков "Колыбельная песня", "Сказка об умном мышонке", "Песенка друзей"

Л. Муур "Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду", пер. с англ. О. Образцовой

С. Маршак Цикл "Детки в клетке", "Тихая сказка"

К. Чуковский "Путаница", "Краденное солнце", "Мойдодыр", "Муха-цокотуха", "Ежики смеются", "Елка", "Айболит", "Чудо-дерево", "Черепаха", "Так и не так"

Н. Заболоцкий "Как мыши с котом воевали"

А. Барто, П. Барто. "Девочка чумазая"

И. Токмакова "Медведь"

В. Берестов "Курица с цыплятами", "Бычок"

К. Ушинский "Петушок с семьей", "Уточки"

Б. Житков "Как мы ездили в зоологический сад", "Как мы в зоосад приехали", "Зебра", "Слоны", "Как слон купался" (из книги "Что я видел")

Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Л. Воронкова "Маша-растеряша"

Н. Носов "Ступеньки"

Д. Хармс "Храбрый еж"

А. Н. Толстой "Петушки", "Еж", "Лиса"

К. Ушинский "Васька", "Лиса- Патрикеевна"

В. Бианки "Купание медвежат"

В. Сутеев "Три котенка"

Сказки

"Колобок" обр. К. Ушинского

"Волк и козлята" обр. А. Н. Толстого

"Кот, петух и лиса" обр. М. Боголюбской

"Рукавичка" укр., обр. Е. Благининой

"Два жадных медвежонка" венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева

"Гуси лебеди" обр. В. Даля

"Лиса и заяц" обр. В. Даля

"У солнышка в гостях" пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной

"У страха глаза велики", обр. М. Серовой

"Теремок", обр. Е. Чарушина

"Пых", белорус., обр. Н. Мялика

Читаем вместе с детьми 4 - 5 лет

Дети 5 года жизни могут назвать любимую сказку, прочитать понравившееся стихотворение, считалку, инсценировать с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). С большим интересом дети рассматривают иллюстрированные издания детских книг.

Песенки, потешки, заклички

"Зайчишка-трусишка…"

"Дон! Дон! Дон. "

"Идет, лисичка по мосту…"

"Солнышко-ведрышко…"

"Иди, весна, иди, красна…"

Произведения поэтов и писателей

А. Майков "Осенние листья по ветру кружат…"

А. Фет "Мама! Глянька из окошка…"

Я. Аким "Первый снег"

А. Барто "Уехали"

В. Вересаев "Братишка"

А. Введенский "О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке"

М. Зощенко "Показательный ребенок"

М. Горький "Воробьишко"

В. Осеева "Волшебная иголочка"

Р. Сеф "Сказка о кругленьких и длинненьких человечках"

К. Чуковский "Телефон", "Тараканище", "Федорино горе"

Ю. Тувим "Чудеса", пер. с польск. В. Приходько, "Про пана Трулялинского", пересказ с польск. Б. Заходера, "Овощи", пер. с польск. С. Михалкова;

А. Милн "Винни - Пух и все-все-все", пер. с англ. Б. Заходера

С. Есенин "Поет зима-аукает…"

Н. Некрасов "Не ветер бушует над бором…" (из поэмы "Мороз красный нос")

И. Суриков "Зима"

С. Маршак "Багаж", "Про все на свете", "Вот какой рассеяный", "Мяч"

С. Михалков "Дядя Степа"

К. Ушинский "Бодливая корова"

С. Воронин "Воинственный Жако"

С. Георгиев "Бабушкин садик"

Л. Пантелеев "На море" (глава из книги "Рассказы о Белочке и Тамарочке")

Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей", "Затейники", "Заплатка"

Ю. Мориц "Песенка про сказку"

Э. Успенский "Разгром"

Д. Хармс "Очень страшная история"

В. Бианки "Подкидыш"

Н. Сладков "Неслух"

"Барабек", пер. с англ., обработка К Чуковского

"Шалтай-Болтай", пер. с англ., обработка С. Маршака

Г. Остер "Одни неприятности"

В. Драгунский "Тайное становится явным"

Е. Пермяк "Торопливый ножик"

М. Пришвин "Ребята и утята", "Журка"

Е. Чарушин "Почему Тюпу прозвали Тюпой", "Почему Тюпа не ловит птиц", "Воробей", "Лисята"

З. Александрова "Дождик"

Е. Благинина "Эхо"

Ю. Кушак "Новость"

Г. Сапгир "Садовник"

И. Токмакова "Ива", "Сосны"

Д. Хармс "Игра", "Врун"

Г. Виеру "Я люблю", пер. с молд. Я. Акима

Я. Райнис "Наперегонки", пер. с латыш. Л. Мезинова

Сказки

"Про Иванушку-Дурачка", обработка М. Горького

"Война грибов с ягодами", обработка В. Даля

"Сестрица Аленушка и братец Иванушка", обработка А. Н. Толстого

"Жихарка", обработка И. Карнауховой

"Три поросенка", пер. с англ. С. Михалкова

"Лисичка - сестричка и волк", обработка М. Булатова

"Зимовье", обработка И. Соколова-Микитова

"Лиса и козел", обработка О. Капицы

"Красная Шапочка" Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе

"Привередница", обработка В. Даля

"Лиса-лапотница", обработка В. Даля

"Петушок и бобовое зернышко", обработка О. Капицы

Братья Гримм "Бременские музыканты", пер. с нем. В. Введенского, под ред. С. Маршака

Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу-Короткий Хвост"

В. Бианки "Первая охота"

Д. Самойлов "У слоненка день рождения"

"Лисичка со скалочкой", обработка М. Булатова

"Колосок", пер. с укр., обработка С. Могилевской

Читаем вместе с детьми 5-6 лет

Дети шестого года жизни могут ориентироваться в жанре произведения (стихи, рассказ, сказка). С большим удовольствием принимают участие в драматизации небольших сказок, читают стихотворения по ролям. У них обнаруживаются литературные предпочтения : могут назвать любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Сказки

"Лиса и кувшин", обр. О. Капицы

"Крылатый, мохнатый да масляный" обр. И. Карнауховой

"Хаврошечка", обр. А. Н. Толстого

"Кукушка", пер. с ненецк., обр. К. Шаврова

"Чудесные истории про зайца по имени Лек", сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева

Т. Александрова "Домовенок Кузька" (главы)

В. Бианки "Сова"

Б. Заходер "Серая звездочка"

Мякеля "Господин Ау", пер. с финск. Э. Успенского, "Заяц - хвастун", обр. О. Капицы

"Царевна-лягушка", обр. М. Булатова

"Рифмы", авторизированный пересказ Б. Шергина

"Златовласка", пер. с чеш. К. Паустовского

А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

П. Бажов "Серебряное копытце"

Р. Киплинг "Слоненок", пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака

"Сивка-Бурка", обр. М. Булатова

"Финист-Ясный сокол"

А. Линдгрен "Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел" (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной

"Никита Кожемяка" (из сборника сказок А. Афанасьева)

"Докучные сказки"

А. Волков "Волшебник Изумрудного города" (главы)

О. Пройслер "Маленькая Баба Яга", пер. с нем. Ю. Коринца

Дж. Родари "Волшебный барабан" (из книги "Сказки, у которых три конца", пер. с итал. И. Константиновой

Т. Янссон "О самом последнем в мире драконе", пер. со швед. Л. Брауде

"Шляпа волшебника", пер. В. Смирнова

Г. Сапгир "Небылицы в лицах", "Как лягушку продавали"

Л. Петрушевская "Кот, который умел петь"

А. Митяев "Сказка про трех пиратов"

Произведения поэтов и писателей

И. Бунин "Первый снег"

М. Цветаева "У кроватки"

С. Маршак "Пудель", "Почта"

Л. Толстой "Косточка", "Прыжок"

Н. Носов "Живая шляпа"

С. Есенин "Береза", "Черемуха"

И. Никитин "Встреча зимы"

А. Фет "Кот поет, глаза прищурил…"

С. Черный "Волк"

А. Гайдар "Чук и Гек"

Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"

Л. Толстой "Лев и собачка"

В. Драгунский "Друг детства"

К. Паустовский "Кот-ворюга"

Б. Житков "Белый домик", "Как я ловил человечков"

Л. Пантелеев "Буквы "ы""

М. Москвина "Кроха"

Читаем вместе с детьми 6-7 лет

Дети седьмого года жизни могут различать жанры литературных произведений, называть любимые сказки и рассказы, знают авторов детских произведений и имеют представления о художниках иллюстрирующих детские книги, дети самостоятельно могут выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа.

Небылицы

"Богат Ермошка"

"Вот послушайте, ребята"

Сказки и былины

"Илья Муромец и Соловей-разбойник ", "Василиса Прекрасная" (из сборника сказок А. Афанасьева)

"Волк и лиса", обр. И. Соколова-Микитова

"Добрыня и змей", пересказ Н. Колпаковой

"Снегурочка" (по народным сюжетам)

Из сказок Ш. Перро: "Кот в сапогах", пер. с франц. Т. Габбе

"Айога", пер. с нанайск., обр. Д. Нагишкина

А. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

А. Ремизов "Хлебный голос", "Гуси-лебеди"

К. Паустовский "Теплый хлеб"

Г. -Х. Андерсен "Дюймовочка", "Гадкий утенок", пер. с дат. А. Ганзен

"Белая уточка" - из сборника сказок А. Афанасьева

Ф. Зальтен "Бемби", пер. с нем. Ю. Нагибина

В. Даль "Старик-годовик"

П. Ершов "Конек-Горбунок"

К. Ушинский "Слепая лошадь"

К. Драгунский "Лекарство от послушности"

"Садко"

"Семь Симеонов - семь работников", обр. И. Карнауховой

"Сынко-Филипко", пересказ Е. Поленовой

"Не плюй в колодец - пригодится воды напиться", обр. К. Ушинского

"Беляночка и Розочка", пер. с нем. Л. Кон

И. Соколов-Микитов "Соль земли"

Г. Скребицкий "Всяк по-своему"

"Мальчик с пальчик", из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева

Произведения поэтов и писателей

М. Волошин "Осенью"

С. Городецкий "Первый снег", "Весенняя песенка"

Ю. Владимиров "Оркестр"

Г. Сапгир "Считалки, скороговорки"

А. Куприн "Слон"

М. Зощенко "Великие путешественники"

С. Есенин "Пороша"

А. Пушкин "Зима! Крестьянин, торжествуя…" (из романа "Евгений Онегин", "Птичка"

П. Соловьева "День и ночь"

Н. Рубцов "Про зайца"

Э. Успенский "Страшная история", "Память"

А. Блок "На лугу"

Ф. Тютчев "Весенние воды"

Ю. Коваль. "Русачок-травник"

Е. Носов "Как ворона на крыше заблудилась"

К. Аксаков "Лизочек"

А. Фройденберг "Великан и мышь", пер. с нем. Ю. Коринца

Д. Самойлов "У слоненка день рождения" (отрывки)

Л. Левин "Сундук"

С. Маршак "Кошкин дом" (отрывки)

Д. Мамин-Сибиряк "Медведко"

А. Раскин "Как папа бросил мяч под автомобиль", "Как папа укрощал собачку"

«Основные требования к оформлению книжных уголков»

1. Рациональное размещение в группе.

2. Соответствие возрасту, индивидуальным

особенностям детей группы

3. Соответствие интересам детей.

4. Постоянная сменяемость.

5. Эстетическое оформление.

6. Востребованность.

Викторина «Мир литературы

1. Из каких произведений эти отрывки:

«А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара – широкие карманы. Увидав великую груздеву силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть».

(В Даль «Война грибов с ягодами».)

«Дети хлопали в ладоши и плясали от радости и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И дети, и взрослые говорили:

- Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой».

(Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».)

«Пошла Аленушка в огород, а в огороде-то хорошо. А в огороде-то жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо, только пчелики жужжат, да комарики пищат.

Пробежала Аленушка грядку с капусткой, пробежала грядку со свеклой, пробежала грядку с морковкой».

(«Пых», русская народная сказка.)

«Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.

- Эх, братик, до чего же мне есть хочется, - пожаловался младший.

- И мне хочется! – сказал старший».

(«Два жадных медвежонка», венгерская сказка.)

«Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

- Как же это так? – спрашивает Митю отец.

- Ножик плохой, - отвечает Митя».

(Е. Пермяк «Торопливый ножик».)

Купит с горем пополам,

Повернется к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам.

(С. Михалков «Дядя Степа».)

«Бабушка подала чай. За столом было тихо. Куски печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша».

(В. Осеева «Печенье».)

2. Напишите названия произведений К. И. Чуковского. («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «краденое солнце», «Телефон», «Путаница», «Крокодил»)

3. Назовите особенности сказок.

Трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза не Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго.

Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка.

Встречается число 7: в «Репке» 7 персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов».

Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

Почти во всех сказках счастливый конец.

Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

4. Сказочные заклинания:

Кто говорил такие волшебные слова?

- По щучьемувелению, по моем хотению. (Емеля в Р. Н. С. «По щучьем велению).

- Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. (Иванушка- дурачок в Р. Н. С. «Сивка- Бурка»).

- Сим- сим, открой дверь! (Али-Баба, арабская сказка «Алибаба и сорок разбойников).

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

(Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик»).

-Раз, два, три. Горшочек вари! (девочка из сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»).

- Кара-барас. (Мойдодыр К. Чуковского).

- Мтабор. (Калиф. В. Гауф «Калиф- Аист»).

- Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, Скорики, морики. (Бастинда из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

- Крекс, пекс, фекс. (А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).

- Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты- балты. Кто ты? Кто я? Был-я, стал- ты. (Нильс. С Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).

IV. Подводят итоги.

Список литературы :

1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005

2. Интернет-ресурсы: nsportal.ru; maam.ru;

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - м. : мозаика-синтез, 2010

4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2005

5. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова

6. ФГОС дошкольного образования «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ№ 1155 от 17.10.2013 г., рег. в Минюсте России 14.11. 2013 г. № 22303.

Публикации по теме:

Игра «Построй дорожку к домику». Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметахИгра «Построй дорожку к домику». Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3-4 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия,.

Методическая разработка «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности» Выполнил воспитатель высшей категории Елфимова О. А. МБДОУ Красносельский детский сад" 1. Актуализация выбранной темы Современная система.

Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять,.

Методы и приемы развития и обогащения словаря дошкольника в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [п. 2.6], где.

Особенности развития математических способностей дошкольников посредством восприятия художественной литературы Восприятие художественного произведения - очень сложная внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание,.

Развитие эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой Работа начата: 01.09.2016 г. Предполагаемое завершение: 30.05.2017 г. Тема: Развитие эстетического восприятия детей среднего дошкольного.

Формирование интереса у дошкольников к восприятия художественной литературы посредством разнообразных форм работы Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы. Слайд.

Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка» В сентябре в старшей группе проведено родительское собрание. Тема: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка». Цель:.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.

Тетрадь по самообразованию «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы
Опубликовано: 15 апреля 2017 в 13:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Чикина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД