Магомедова Басират Ризвановна
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов» для 5–6 лет
▼ Скачать
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 с. Сергокала Сергокалинск
Программа
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Растим патриотов»
Возраст детей : 5-6лет
Автор: воспитатель МКДОУ
«Детский сад. №4 с. Сергокала
Магомедова Б. Р.
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
Публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников „Растим патриотов“ для 5–6 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так,
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Содержание патриотического воспитания дошкольников :
• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
• знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной. Знакомство с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями. Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, с жизнью прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Актуальность: О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитанияу детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, селом, краем, а затем и со страной, её столицей и символами.
I. Цели и задачи программы :
Новизна:
Данная программа представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы педагогов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива образовательного учреждения
Цели:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Формирование у детей чувства любви к своей семье, краю, стране, к природе, культуре, истории родного края.
Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
• Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
• Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
• Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
• Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
• Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества;
• Воспитание здорового образа жизни;
• Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;
• Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;
• Создание развивающей среды в группах.
Срок реализации программы : 2 года
Программа «Растим патриотов» предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов расширения представлений о себе, о своей семье, родном крае, природе, Родине, воспитании любви к Родине, толерантности и чувство гордости за достижения страны. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с родителями в ходе разработки Программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать необходимые условия для формирования патриотических чувств у детей. Работа в ходе реализации программы может быть специально организована, а также включена в обычные формы работы педагога с воспитанниками. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, режимных моментах, играх, в труде и т. п., так как они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Подготовительная к школе группа
Месяц
Название занятия
Задачи
Связь с другими видами деятельности
Сентябрь 1-я неделя
«Моя семья, моя родословная»
Продолжать формировать представление о мире, семье; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи.
Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».
Беседа «Как мы весело проводим время дома с семьей».
Дидактические игры: «Измени имя», «Назови ласково», «Образуй фамилию, имя, отчество».
Сюжетно-ролевые игры «Семья».
Продуктивная деятельность: «Мой дом», «Мои родные».
2-я неделя
Итоговое занятие «Мой родной дом» Прививать духовно-нравственные ценности.
Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким. .
Выставка семейных фотографий.
Рисование на тему «Самая дружная семья».
Октябрь 1-я неделя
«России малый уголок» Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа «Природа родного края»
Чтение Н. Сладков «Осень на пороге»
Д/игра «С какого дерева лист», «Кто где живёт»
Рисование «Осенний хоровод деревьев.»
2-я неделя
Итоговое занятие «Родной свой край люби и знай» Поддерживать познавательный интерес к истории родного края, своей малой родине.
Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам родного края, страны. Рассматривание иллюстраций с видами родного края.
Изображение гербов России, Дагестана
Чтение стихов о родном крае.
Ноябрь
1-я неделя
«Хлеб - всему голова» Закреплять знания о выращивании и производстве хлеба.
Дать детям знания о выращивании хлеба и выпекании хлебаПознакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба. Использование пословиц о хлебе, загадок.
2-неделя
«Как в старину к зиме готовились» Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов: можно сушить, солить, варить и т. д., хранением и размещением заготовок в избе. Загадывание загадок об овощах.
3-я неделя
«Зима – не лето, - в шубу одета» Продолжать знакомить с характерными особенностями зимы.
Воспитывать интерес к родной природе. Беседа о характерных особенностях зимы.
Использование пословиц и поговорок о зиме, народных примет.
Вырезание детьми снежинок из бумаги.
4-я неделя
«Новогодние традиции» Познакомить с новогодними традициями России.
Формировать гражданско-патриотические чувства. Рисование на
тему «Подарки на Новый год».
Рассказ воспитателя о новогодних традициях.
Декабрь
«Фольклор родного края» Воспитывать интерес к устному народному творчеству Чтение сказок, пословиц, песен
Январь
Литературная викторина по русским народным сказкам Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству. Использование открыток с изображениями различных эпизодов из русских народных сказок.
Показ драматизации отрывка любимой сказки.
Февраль 2-я неделя
«Защитникам Родины славу поем».
Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.
Беседа: «Есть такая профессия - Родину защищать».
Рассматривание иллюстраций наглядно – тематического пособия «Защитники Отечества».
Чтение: Е. Благина «На заставе», «Шинель».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Разведчики».
Продуктивная деятельность: «Военная техника (танки, пушки из спичечных коробков)»,
Март
«Моя мама лучше всех» Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. Рассматривание репродукции
«Мать и дитя».
Рассказы детей о своих мамах.
Чтение стихов и пение песен о маме.
АПРЕЛЬ
«Национальная одежда» Познакомить детей с национальными костюмами.
Учить называть части мужской и женской одежды.
Воспитывать интерес к русской культуре.
Пополнить словарь детей - картуз, косоворотка, кокошник. Беседа «Национальная одежда».
Демонстрация детьми нарядов. Чтение стихов о родном крае. Инсценировки.
2-я неделя
«Наши космонавты» Образовательные: углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, расширить знания дошкольников о первых космонавтах, формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле.
Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).
Пословицы и поговорки о космонавтах.
Конструирование космического корабля.
МАЙ «Мы этой памяти верны» Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Закреплять представления детей о празднике День Победы.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Исполнение детьми танцев, песен.
Чтение стихотворений о войне.
Планируемые промежуточные результаты усвоения программы «НАША РОДИНА - РОССИЯ»
(итоговые результаты освоения программы интегративные качества
Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.
Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому.
Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе, назвать улицу, на которой
живет.
Знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.
Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
План работы с родителями
№ п/п
Месяц
Содержание работы
1.
Сентябрь
Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание детей в современных условиях»
Изготовление русской тряпичной куклы.
2.
Октябрь
Оформление папки- передвижки о названиях улиц села «Улицы родного села»
3.
Ноябрь
Консультация для родителей по теме «Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина России»
4.
Декабрь
Выставка творческих работ детей и родителей по теме «Новогодние чудеса».
5.
Январь
Организация и помощь родителей в проведении виртуальной экскурсии «Путешествие породному краю»
6.
Февраль
Организация библиотеки для родителей с художественной литературой для детей «Защитники Отечества».
7.
Март
Консультация для родителей «Как знакомить детей с историческим прошлым России».
8.
Апрель
Привлечение родителей к благоустройству территории детского сада.
9.
Май
Оформление информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвященного Дню Победы.
Участие родителей в подготовке и проведении праздника «День Победы».
Родительское собрание «Наши дети - будущее России».
Список литературы
• Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, Д. М. Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год.
• «Беседы о великих соотечественниках», И. А. Агапова, М. А. Давыдова, 2005 год.
• «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л. А. Кондрыкинская, 2005
• «Дошкольнику - об истории и культуре России», Г. Н. Данилина, 2003 год.
• «Планирование работы по патриотическому воспитанию» Н. Ф. Андреева, 2005 год.
• «Люби и знай родной край» Н. Н. Липнягова, Т. В. Лусихина, 2007 год.
• «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы) Н. В. Алешина, 2005 год
• «Мини-музей в детском саду» Н. Рыжова, Л. Логинова,2008 год
• «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина, 2005 год
• «Что может герб нам рассказать» Л. В. Логинова, 2008 год
• «Мы живем в России» (средняя, старшая, подготовительная к школе группа, Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, 2008 год
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города Гая? Если нет, то почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Конспект интегрированного занятия
«Люблю тебя - мой край родной»
Для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание : Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Оренбургской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Ход занятия:
1. Аутотренинг «Мы - друзья природы»
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается родина»)
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель : У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, город)
Да, мы с вами живём в Оренбургском крае, для нас он родной.
Оренбургский край родной, на карте мира
Ты даже меньше чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край Оренбургский милый.
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.
Ребё нок:
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
2. Путешествие по родному краю
Воспитатель : А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке «Из следа в след»).
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь (Подснежник).
На зелёном, на шнурочке,
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Ребё нок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза «Берёзка». Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Животные нашего края.
Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
Дидактическая игра с мягкими игрушками.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Оренбургской области.
Воспитатель : Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).
Беседа о заповедных местах нашего края.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Что такое заповедник?
- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?
- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
Воспитатель : Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребё нок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребё нок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»
Дети говорят хором «НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ».