МААМ-картинки

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов» для 5–6 лет

Магомедова Басират Ризвановна
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов» для 5–6 лет
▼ Скачать

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 с. Сергокала Сергокалинск

Программа

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

«Растим патриотов»

Возраст детей : 5-6лет

Автор: воспитатель МКДОУ

«Детский сад. №4 с. Сергокала

Магомедова Б. Р.

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

Публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников „Растим патриотов“ для 5–6 лет» размещена в разделах

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так,

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Содержание патриотического воспитания дошкольников :

• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

• знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной. Знакомство с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями. Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, с жизнью прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Актуальность: О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитанияу детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, селом, краем, а затем и со страной, её столицей и символами.

I. Цели и задачи программы :

Новизна:

Данная программа представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы педагогов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива образовательного учреждения

Цели:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Формирование у детей чувства любви к своей семье, краю, стране, к природе, культуре, истории родного края.

Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

• Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;

• Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

• Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;

Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества;

Воспитание здорового образа жизни;

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;

Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;

• Создание развивающей среды в группах.

Срок реализации программы : 2 года

Программа «Растим патриотов» предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов расширения представлений о себе, о своей семье, родном крае, природе, Родине, воспитании любви к Родине, толерантности и чувство гордости за достижения страны. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с родителями в ходе разработки Программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать необходимые условия для формирования патриотических чувств у детей. Работа в ходе реализации программы может быть специально организована, а также включена в обычные формы работы педагога с воспитанниками. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, режимных моментах, играх, в труде и т. п., так как они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Подготовительная к школе группа

Месяц

Название занятия

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь 1-я неделя

«Моя семья, моя родословная»

Продолжать формировать представление о мире, семье; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

Беседа «Как мы весело проводим время дома с семьей».

Дидактические игры: «Измени имя», «Назови ласково», «Образуй фамилию, имя, отчество».

Сюжетно-ролевые игры «Семья».

Продуктивная деятельность: «Мой дом», «Мои родные».

2-я неделя

Итоговое занятие «Мой родной дом» Прививать духовно-нравственные ценности.

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким. .

Выставка семейных фотографий.

Рисование на тему «Самая дружная семья».

Октябрь 1-я неделя

«России малый уголок» Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа «Природа родного края»

Чтение Н. Сладков «Осень на пороге»

Д/игра «С какого дерева лист», «Кто где живёт»

Рисование «Осенний хоровод деревьев.»

2-я неделя

Итоговое занятие «Родной свой край люби и знай» Поддерживать познавательный интерес к истории родного края, своей малой родине.

Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам родного края, страны. Рассматривание иллюстраций с видами родного края.

Изображение гербов России, Дагестана

Чтение стихов о родном крае.

Ноябрь

1-я неделя

«Хлеб - всему голова» Закреплять знания о выращивании и производстве хлеба.

Дать детям знания о выращивании хлеба и выпекании хлебаПознакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба. Использование пословиц о хлебе, загадок.

2-неделя

«Как в старину к зиме готовились» Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов: можно сушить, солить, варить и т. д., хранением и размещением заготовок в избе. Загадывание загадок об овощах.

3-я неделя

«Зима – не лето, - в шубу одета» Продолжать знакомить с характерными особенностями зимы.

Воспитывать интерес к родной природе. Беседа о характерных особенностях зимы.

Использование пословиц и поговорок о зиме, народных примет.

Вырезание детьми снежинок из бумаги.

4-я неделя

«Новогодние традиции» Познакомить с новогодними традициями России.

Формировать гражданско-патриотические чувства. Рисование на

тему «Подарки на Новый год».

Рассказ воспитателя о новогодних традициях.

Декабрь

«Фольклор родного края» Воспитывать интерес к устному народному творчеству Чтение сказок, пословиц, песен

Январь

Литературная викторина по русским народным сказкам Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству. Использование открыток с изображениями различных эпизодов из русских народных сказок.

Показ драматизации отрывка любимой сказки.

Февраль 2-я неделя

«Защитникам Родины славу поем».

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.

Беседа: «Есть такая профессия - Родину защищать».

Рассматривание иллюстраций наглядно – тематического пособия «Защитники Отечества».

Чтение: Е. Благина «На заставе», «Шинель».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Разведчики».

Продуктивная деятельность: «Военная техника (танки, пушки из спичечных коробков)»,

Март

«Моя мама лучше всех» Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. Рассматривание репродукции

«Мать и дитя».

Рассказы детей о своих мамах.

Чтение стихов и пение песен о маме.

АПРЕЛЬ

«Национальная одежда» Познакомить детей с национальными костюмами.

Учить называть части мужской и женской одежды.

Воспитывать интерес к русской культуре.

Пополнить словарь детей - картуз, косоворотка, кокошник. Беседа «Национальная одежда».

Демонстрация детьми нарядов. Чтение стихов о родном крае. Инсценировки.

2-я неделя

«Наши космонавты» Образовательные: углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, расширить знания дошкольников о первых космонавтах, формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле.

Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Конструирование космического корабля.

МАЙ «Мы этой памяти верны» Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.

Закреплять представления детей о празднике День Победы.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Исполнение детьми танцев, песен.

Чтение стихотворений о войне.

Планируемые промежуточные результаты усвоения программы «НАША РОДИНА - РОССИЯ»

(итоговые результаты освоения программы интегративные качества

СТАРШАЯ ГРУППА

Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.

Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому.

Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе, назвать улицу, на которой

живет.

Знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.

Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

План работы с родителями

№ п/п

Месяц

Содержание работы

1.

Сентябрь

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание детей в современных условиях»

Изготовление русской тряпичной куклы.

2.

Октябрь

Оформление папки- передвижки о названиях улиц села «Улицы родного села»

3.

Ноябрь

Консультация для родителей по теме «Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина России»

4.

Декабрь

Выставка творческих работ детей и родителей по теме «Новогодние чудеса».

5.

Январь

Организация и помощь родителей в проведении виртуальной экскурсии «Путешествие породному краю»

6.

Февраль

Организация библиотеки для родителей с художественной литературой для детей «Защитники Отечества».

7.

Март

Консультация для родителей «Как знакомить детей с историческим прошлым России».

8.

Апрель

Привлечение родителей к благоустройству территории детского сада.

9.

Май

Оформление информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвященного Дню Победы.

Участие родителей в подготовке и проведении праздника «День Победы».

Родительское собрание «Наши дети - будущее России».

Список литературы

• Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, Д. М. Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год.

«Беседы о великих соотечественниках», И. А. Агапова, М. А. Давыдова, 2005 год.

«Дошкольникам о защитниках Отечества», Л. А. Кондрыкинская, 2005

«Дошкольнику - об истории и культуре России», Г. Н. Данилина, 2003 год.

«Планирование работы по патриотическому воспитанию» Н. Ф. Андреева, 2005 год.

«Люби и знай родной край» Н. Н. Липнягова, Т. В. Лусихина, 2007 год.

• «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы) Н. В. Алешина, 2005 год

«Мини-музей в детском саду» Н. Рыжова, Л. Логинова,2008 год

«Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина, 2005 год

«Что может герб нам рассказать» Л. В. Логинова, 2008 год

«Мы живем в России» (средняя, старшая, подготовительная к школе группа, Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, 2008 год

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание».

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города Гая? Если нет, то почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Конспект интегрированного занятия

«Люблю тебя - мой край родной»

Для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание : Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Оренбургской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Ход занятия:

1. Аутотренинг «Мы - друзья природы»

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается родина»)

Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель : У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, город)

Да, мы с вами живём в Оренбургском крае, для нас он родной.

Оренбургский край родной, на карте мира

Ты даже меньше чем кленовый лист.

У нас в сердцах, мой край Оренбургский милый.

Ты как цветок прекрасен, юн и чист.

Ребё нок:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина.

(М. Пляцковский)

2. Путешествие по родному краю

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)

Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке «Из следа в след»).

А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь (Подснежник).

На зелёном, на шнурочке,

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные (Ландыши).

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый (Василёк).

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные (Берёзки).

Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.

Ребё нок:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза «Берёзка». Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Животные нашего края.

Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.

Дидактическая игра с мягкими игрушками.

Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Оренбургской области.

Воспитатель : Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).

Беседа о заповедных местах нашего края.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».

Вопросы к детям:

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что такое заповедник?

- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?

- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?

- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Воспитатель : Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребё нок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребё нок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»

Дети говорят хором «НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ».

Публикации по теме:

«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Настольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Письмо в штаб» для старших дошкольниковНастольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Письмо в штаб» для старших дошкольников Авторская игра (пособие) по нравственно-патриотическому воспитанию» Настольная игра «Письмо в штаб» для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 5–7 лет Игры для детей 5 - 7 лет. 1. Игра «Узнай Российский флаг (герб) Цель игры: закрепить представление детей о государственном флаге (гербе,.

Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Город рожденный победой» Представление комплексно-тематического планирования по теме: «Город рожденный победой» Сегодня я хочу представить вам перспективное планирование.

Конспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группеКонспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, станице, детскому саду. 2. Развивать внимание, память, мышление,.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Проект по духовно-патриотическому воспитанию «Растим маленьких патриотов» в младшей группе и презентация ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "РАСТИМ МАЛЕНЬКИХ ПАТРИОТОВ" В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПроблемаВ настоящее время одной из наиболее.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов» для 5–6 лет
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 16:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов» для 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Магомедова Басират Ризвановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД