Марина Соколова
ООД по коммуникативной деятельности «Ранняя весна» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по коммуникативной деятельности (средняя группа)
Задачи:
- Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога
- Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизировать прилагательные)
- Закреплять умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание детей на формы изменения глагола «хотеть»
- Продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов детьми Оборудование:
Публикация «ООД по коммуникативной деятельности „Ранняя весна“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Предметные картинки с изображением чулок, носков, валенок, варежек, сапог, ботинок, пальто, шарфов, шапочек, тапочек
- Фланелеграф, мольберт, магнитная или наборная доска, на которых можно закрепить эти картинки
Воспитатель читает отрывок из стихов о весне С. Маршака из сказки «Двенадцать месяцев» :
Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Воспитатель задает детям вопросы:
— Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?
— Как он описал снег?
— Какой снег весной?
— Какие еще приметы весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?
— Какими словами он рассказывает о весеннем небе?
— Какие слова вам запомнились?
Воспитатель читает отрывок еще раз.
— Вы тоже уже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший.)
— А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит', как она называется? (Это наст.)
— А почему она появляется, как выдумаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а почыо еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.)
-— Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор слов.)
— А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.
— А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были? (Веселыми, радостными, довольными, смеющимися.)
— Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну — увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? (Плохим.)
— Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными, растерянными, недовольными, грустными.)
Пересказ рассказа Воспитатель читает детям рассказ.
Э. Шим КАМЕНЬ, РУЧЕЙ, СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ
Наконец-то, наконец-то выдался настоящий солнечный денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы весне радуются. Благодать в лесу! На опушке старый Камень-валун хвалится: — Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю! — Неужели ты, дедушка? — спрашивают звери да птицы. — Конечно, я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, около меня травка показалась. Кабы не я, не было бы весны! — Ах ты, старый лежебока! — кричит с поляны звонкий Ручей. — Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот деньденьской в работе. Пускай мне все кланяются, меня благодарят! — Значит, ты, Ручей, весну делаешь? — Конечно, я! Поглядите-ка: я снег растапливаю, лед просверливаю, деревья и травы водой пою. Какая же без меня весна? — Ай, болтун! — кричит Сосулька с еловой лапы. — Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите! то
— А разве ты, Сосулька, весну делаешь? — Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить — вот вам и весна. Разве иначе весна начнется! Не успела сосулька договорить «Кап!» — и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось. Закатилось Солнышко, спряталось — тут и Камень остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает.
После прочтения рассказа воспитатель задает вопросы.
Работа организуется с помощью игры «Волшебные палочки».
За каждый правильный ответ, за пересказ ребенок получает палочку. Эти палочки помогут в конце занятия оценить результативность работы каждого ребенка.
— О чем говорится в этом рассказе?
— Какие приметы весны перечислил автор?
— Почему Камень считал, что весну делает он?
— А почему Ручей считал, что без пего не будет весны?
— А почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?
— Кто же играет главную роль в наступлении весны?
— Что вам особенно понравилось в рассказе?
— А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно, потому что потом будете его пересказывать. Далее работу можно построить по-разному.
1. Воспитатель предлагает нескольким детям пересказать рассказ, каждый ребенок пересказывает его индивидуально.
2. Воспитатель приглашает нескольких детей (2—3) для того, чтобы они вместе пересказали рассказ: первый начинает пересказ, второй продолжает, третий заканчивает.
После этого воспитатель предлагает детям оценить пересказы их друзей. Физкультминутка
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Вы хотите поиграть? (Хотим.) И ты, Таня, хочешь? (Хочу.) И ты, Саша, хочешь? (Хочу.) Послушайте, какое интересное слово мы сказали. Это слово «хотеть». Оно произносится по-разному, когда мы говорим об одном человеке и когда говорим о многих. Об одном человеке мы скажем: я хочу, он хочет, ты хочешь. А о многих скажем: мы хотим, вы хотите, они хотят.
— Представьте, что мы с вами попали в весенний лес.
Пойдем по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагиваем через пни. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много. (пней.)
— Идем, раздвигаем ветки руками осторожно. А вот здесь толстый сук низко над землей повис, придется наклониться.
— Вышли мы на ле'сную опушку. И увидели больших черных птиц — грачей. Они первые прилетают к нам весной из теплых краев.
Как-то раннею весной
На опушке на лесной
Появилась стая птиц:
Не скворцы и не синицы,
А большущие грачи
Цвета черного, как ночь.
Разбежались по опушке,
Прыг-скок, крак-крак!
Там жучок, там червячок!
Крак-крак-крак! (Дети стоят в кругу.) (
Дети бегут на цыпочках, чуть подняв согнутые в локтях руки.) (Приседают.) (Бегут в разные стороны, наклоняются вперед, вниз.)
Трудные формы родительного падежа множественного числа существительных
Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то по-прежнему должны одеваться тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на улицу.
Воспитатель показывает картинки с изображением носков, рукавичек (варежек, валенок, ботинок, сапог, пальто, шарфов. — Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная — это носок или варежка? — Шерстяная —варежка, а про носок мы скажем —. шерстяной.
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?»
Воспитатель размещает на флапелеграфе картинки с изображением носков, рукавичек (варежек, валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала дети перечисляют, что нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало на флапелеграфе. За правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку». — Чего не стало? (Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок, варежек, рукавичек и т. д.) —
А теперь вам в подарок — шуточное стихотворение: я буду вам его читать, а вы помогайте мне, заканчивайте предложения. Вам в помощь картинки-подсказки. Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого Я видел сорок без. ботинок и. чулок. И щенков без. носков, И синичек без. тапочек и. рукавичек.
Рефлексия:
проводится с помощью «волшебных палочек». Дети подсчитывают, сколько у каждого из них палочек, сравнивают результаты подсчета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лучшие результаты у тех, кто старался активно работать. Необходимо также подбодрить детей, у которых результаты ниже.