Евгения Климова
Ранняя профориентация дошкольников с учётом мордовского компонента. Проект «Путешествие в мир профессий с Куйгорожем» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Климова Е. Г. воспитатель
МБДОУ «Кемлянский детский сад
«Радуга» комбинированного вида»
Проект на тему :
«Путешествие в мир профессий с Куйгорожем»
Актуальность проекта.
Публикация «Ранняя профориентация дошкольников с учётом мордовского компонента, Проект „Путешествие в мир профессий с Куйгорожем“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Мордовия
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время пребывания в детском саду и по мере своего развития и развития своих интересов дети мечтают стать представителями разных профессий, и это естественно. Но в наших силах объяснить детям сейчас, рассказывая о профессиях, как интересна и увлекательна любая из них, если ты хороший специалист и обладаешь рядом профессиональных навыков.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной работы у ребенка формируются элементы гражданственности. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине-миру, где родился человек.
Ребенка нужно «научить» быть привязанным к тому, что его окружает: семье, родному дому, улице, селу, быть ответственным в его делах и поступках. Считаю необходимым проведение данной работы с целью формирования первоначальных навыков социализации через знакомство с трудом взрослых. Безусловно, игра – основной вид деятельности детей, поэтому изучение данной темы проходит в присутствии древне-мордовского мифического героя Куйгорожа, домашний покровитель, дух обогащения, наживы, и удачи приносящий в дом богатство, который с радостью выполняет любую профессию, показывая свою готовность к любой работе, воспитывая трудолюбие и усердие.
Сказочный образ Куйгорожа неоднозначен : с одной стороны - образ трудоголика, доброжелательного к хозяину, с другой стороны любой лентяй мечтает о таком помощнике. Такая двоякость образа несёт в себе глубокую моральную оценку своей деятельности и деятельности окружающих. Использование данного героя решает несколько образовательных задач:
1. Принадлежность к мордовской культуре;
2. Яркий, красочный образ, интересный детям, способный увести за собой;
3. Наличие в образе общих черт других сказочных героев (волшебное появление, способность к разговорной речи, обладание сверх способностями);
4. В рамках профессионального самоопределения использование данного героя вызывает стремление узнать как можно больше нового о разных профессиях.
Введение данного героя было бы непонятно детям без изучения истории мордовского народа. В этом помогает использование книги «Россия наш общий дом. Моя Мордовия» (Артюхова И. С, Антонова М. В., 201). В ней интересно и доступно представлены сведения о государственном устройстве Российской федерации и республики Мордовия. Особое внимание уделено трудовым и культурным достижениям республики Мордовия. Красочность книги вызывает интерес к её изучению в совместной деятельности с детьми, что способствует приобщению детей к национальному достоянию. Дети с большим интересом включаются в работу, когда видят такого гостя, как Куйгорож, который с большим рвением стремится взяться за работу.
Инновационость: разработка и проведение проекта «Путешествие в мир профессий» проходит в рамках сотрудничества с региональным экспериментальным проектом «Ранняя профориентация : технология и методика работы с детьми дошкольного возраста» Мордовского Республиканского института образования. Проект «Путешествие в мир профессий» построен на интеграции познавательно-практического опыта с изучением национального наследия.
Цель проекта : продолжать расширять представления детей о людях разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду, подчёркивать значимость труда, формировать интерес к профессиям своих родителей.
Задачи проекта :
Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;
Знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;
Развивать связную речь, внимание;
Закреплять полученные знания детей о профессиях, используя подборку дидактических игр и игровых упражнений;
Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;
Методы и формы работы:
Организуя в средней группе работу по знакомству детей с профессиями, я опираюсь на следующие методы:
Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;
Практические методы – использование дидактических игр; создание и использование дидактического материала в технике «Лепбук»; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.
Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми; проведение бесед в рубрике «А у нас гость» с приглашением родителей, как представителей разных профессий; проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;
Этапы реализации проекта :
Подготовительно-проектировочный этап.
Выяснить уровень знаний детей по данной теме.
Изучить методическую и художественную литературу.
Составить план работы над проектом.
Определить цель и задачи проекта.
Знакомить детей с национальной культурой, воспитывая любовь к малой родине и интерес к своим национальным истокам.
Сделать куклу Куйгорож для введения детей в мир профессий, через приобщение к истокам национальной культуры.
Разработать конспекты бесед, экскурсий, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.
Разработать и создать дидактические игры, мнемотаблицы, альбомы о профессиях, презентации, направленных на улучшение качества изучения данной темы.
Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр.
Пополнить уголок книги материалом по данной теме.
Привлечь родителей, способных оказать помощь в оформлении игровых зон. Также приглашение родителей с целью рассказать о своей профессии.
Практический этап.
Работа с детьми в ходе всех этапов строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Дети с большим интересом и уважением станут относиться к изучению мордовской национальной культуры, смогут выделить особенности национального костюма, будет поддерживаться живой интерес к получению новых знаний в данном направлении.
Дети более глубоко познакомятся с такими профессиями, как: врач, повар, пекарь, полицейский, пожарный, швея, водитель, актёр, ветеринар, профессии военных. Поймут значение слова «профессия».
Повысится качество речи детей через формирование умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.
Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
Повысится уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.
Как видно из содержания проекта тема «Профессии» достаточно объёмна и многогранна. Данный проект позволил систематизировать и конкретизировать деятельность детей и собственно педагога. Проект находится на стадии реализации, но уже сейчас можно говорить о промежуточных результатах данного вида деятельности.
Взаимосвязь тематики недель и знакомства с новой профессией улучшают процесс понимания значения той или иной профессии, использование дидактических игр позволяет детям закрепить полученные знания, а мне, как педагогу, даёт возможность понять степень усвоения материала.
Так же интересна ребятам работа с практическим пособием «Знакомство с профессиями» (автор-составитель М. В. Антонова - кандидат экономических наук, доцент, профессор, ректор МРИО, где проводником в мир профессий также является Куйгорож.
Дети с радостью обыгрывают полюбившиеся им социальные роли в сюжетно-ролевых играх, где видна способность детей творчески развивать сюжет игры, воспитываются такие человеческие качества, как чуткость, вежливость, доброта, отзывчивость, формируется культура общения. Большой интерес у детей вызывают профессии, которые представлены кем-то из родителей. Личный опыт человека завораживает, ребята с неподдельным интересом слушают об особенностях работы, принимают участие в мастер-классах, предложенных родителями, ещё долго вспоминают о госте.
Проект «Путешествие в мир профессий» построен на интеграции познавательно-практического опыта с изучением национального наследия. По сложившейся традиции в нашей группе, знакомит детей с профессиями уже полюбившийся Куйгорож. Он всегда находится в нашей группе, детям нравится с ним играть, рассматривать его костюм с элементами мордовской вышивки, но основное его предназначение в группе «Путешествие в мир профессий».