Юля Парамонова
Использование игровых технологий для сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игровых технологий для сенсорного развития
детей раннего возраста»
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; развивает умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; познаёт мир.
Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности. Предметами, стимулирующими познавательную активность, служат дидактические игры. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, но и чёткие элементарные представления связи и отношениях вещей, их взаимодействие с окружающей средой. Поэтому дидактические игры незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.
Период раннего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.
Направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить, так как этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка. Решению данной задачи служит широкое использование педагогом дидактических игр сенсорного содержания, которое позволяет педагогу:
• создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
• разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;
• расширять кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения;
• способствовать успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторному развитию детей раннего возраста.
Цель деятельности педагога заключается не только в том, чтобы с помощью дидактической игры формировать у ребёнка умение ориентироваться в различных свойствах предметов. Использование дидактических игр помогает развивать у детей первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д. В ходе дидактической игры развивается и аналитическое восприятие ребёнка.
В практике своей работы я использую большое разнообразие дидактических игр сенсорного содержания не только стандартных, но и изготовленных самостоятельно.
Дидактическая игра "Разрезные картинки" (2 части, направлена на: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;
ознакомление с понятиями "часть" и "целое";
развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей путём прикладывания одной половинки к другой. По завершению игры педагог побуждает детей к называнию полученного предмета (игрушка, животное, транспорт, предмет одежды, обуви, посуды мебели).
Дидактическая игра "Разноцветные монетки", направлена на:
развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;
развитие умения различать и называть цвета;
развитие тактильных ощущений;
развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается рассортировать кружки-монетки по цветам и наполнить ими баночки, опуская монетки в прорезь в крышке баночки соответствующего цвета. При выборе монетки педагог побуждает ребёнка к словесному обозначению выбранного цвета.
Дидактическая игра "Подбери по цвету", направлена на:
развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;
развитие умения различать и называть цвета;
развитие тактильных ощущений;
развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается подобрать рыбкам чешуйки в соответствии с цветом. В ходе игры педагог побуждает детей называть цвет выбранных чешуек, сравнивать/обозначать различия/классифицировать словами "такой"- "не такой".
Дидактическая игра "Весёлые прищепки", направлена на:
развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;
развитие умения различать и называть цвета;
развитие тактильных ощущений;
развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается найти потерянные солнцем жёлтые лучики, потерянные елочкой зелёные иголочки, потерянный тучкой дождик в виде синих капелек и потерянные рыбкой плавники и хвостик. В ходе игры педагог побуждает детей называть цвет выбранных прищепок, сравнивать, обозначать различия, классифицировать словами "такой" - "не такой".
Дидактическая игра "Геометрическая мозаика", направлена на:
развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;
развитие умения различать и называть цвета;
развитие умения различать и называть геометрические фигуры;
развитие умения различать размер фигуры;
развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагается сложить из фигурок картинку, изображенную на раздаточных карточках. Таким образом, педагог побуждает ребёнка создавать какой-либо предмет окружающего мира посредством геометрических фигур (отличающихся цветом, формой и величиной) в соответствии с плоскостным изображением на раздаточной карточке. Также педагог побуждает детей называть цвет, форму, величину выбранных геометрических фигур, сравнивать/обозначать различия/классифицировать словами "такой" - "не такой".
Дидактическая игра "Игрушки - веселушки", направлена на:
развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;
развитие тактильных ощущений;
развитие зрительного восприятия и внимания.
Детям предлагаются к реализации различные игровые ситуации: покачаем игрушку, тянемся с игрушкой к солнышку, улыбнёмся игрушке, пожалеем игрушку, погладим игрушку по головке. Игра может проводиться как за столами, так и в кругу. В последнем случае детям предлагается с игрушками, покружится: "Я кружусь, кружусь, кружусь, еле-еле покружусь, быстро-быстро покружусь и остановлюсь"; спрятать игрушки за спинку: "Где наши игрушки?" - "Вот они!". Каждая игрушка набита своей крупой: греча, горох, рис, фасоль.
Использование дидактических игр в организации познавательной деятельности детей благотворно отражается на их навыках и умениях. Анализ деятельности по сенсорному развитию показывает, что дети успешно овладевают навыками и умениями, на развитие которых рассчитаны дидактические игры.
В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-действенным мышлением, происходит совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Таким образом, становится очевидным что, использование игровых технологий для формирования сенсорного опыта, позволяет педагогу решать задачи своевременного развития детей.