Чугаева Дарья
Работа над развитием связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы развития связной речи
В начале второго года в лексиконе детей начинают появляться первые слова со смыслом, которые они используют для выражения потребностей. И лишь через полгода ребенок пробует применять слова, обозначая ими предметы. К концу второго года в речи малыша слова приобретают правильную грамматическую форму. После двух лет развитие связной речи проходит в ускоренном темпе. В три года дети практикуют простую форму диалога, отвечая на вопросы. Детей 4 лет можно учить пересказывать, а также придумывать небольшие рассказы, используя картины, игрушки, явления. У дошкольника к этому времени уже достаточно богатый словарный запас, тем не менее, большая часть из них, придумывая рассказы, стараются скопировать манеру изложения взрослого человека.
Публикация «Работа над развитием связной речи у дошкольников» размещена в разделах
К окончанию дошкольного возраста, то есть к 6 годам, дети воспроизводят монолог достаточно грамотно и уверенно. Они пересказывают, составляют разного типа рассказы на заданную тему, при этом по-прежнему нуждаются в поддержке – по большей мере из-за неумения проявлять эмоции при описании явлений или отдельных предметов.
Работая с детьми дошкольного возраста, педагог должен:
• привить навыки слушания и понимания речи;
• научить говорить в обществе других людей, слушать и понимать то, что говорят в их присутствии;
• научить выполнять просьбы по устному алгоритму (найти что-то на картинке и описать, принести что-то и рассказать об этом и пр.);
• научить давать развернутые ответы на вопросы;
• научить повторять песенки и слова героев из сказки, декламировать вместе с воспитателем стихи.
Обучение детей младшего дошкольного возраста пересказу
На четвертом году жизни педагоги должны уделять внимание чтению малышам знакомых с детства сказок, сюжет которых построен на повторении действий главных героев. Примером таких сказок являются «Теремок», «Рукавичка», «Колобок» и пр. Дети в этом возрасте способны запоминать хронологию действий героев после многократного ее повторения. Дополнительно можно использовать кукол для инсценировки действий героев сказки.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо переходить к решению более сложных задач, чем в случае с младшими дошкольниками. Педагог должен обучить детей:
• понимать и запоминать не только знакомый, но и принципиально новый текст; воспроизводить близко к тексту диалоги героев рассказа;
• пересказывать, не меняя последовательности;
• слушать и вникать в пересказы сверстников, подмечая неточности.
Детей старшего дошкольного возраста пересказу, который ускорит развитие связной речи, можно обучать согласно следующей методике.
1. Начинать занятие со вступления, которое позволит настроиться на восприятие рассказа, стихов или сказки.
2. Воспитатель зачитывает произведение, не упоминая о необходимости его запоминания, чтобы дети получили возможность целостного его восприятия.
3. Проводится беседа по содержанию текста с наводящими вопросами педагога, направленными на понимание детьми сюжета, хронологии событий, характеров героев и отношения к ним. Обязательно должны быть вопросы об описании того или иного события автором, о словах, с помощью которых он это делает, вопросы поисковой направленности, а также проблемного характера, начинающиеся словами «Как?», «Почему?», и так далее. Дошкольник должен пытаться отвечать развернуто, применяя сложноподчиненные предложения.
4. Разрабатывается план пересказа.
5. Произведение повторно перечитывается.
6. Пересказ.
7. Дети вместе с педагогом оценивают пересказы друг друга.
Младших дошкольников обучают составлению текста по картинке только на подготовительном этапе, так как в возрасте трех лет развитие связной речи малышей пока оставляет желать лучшего. Подготовительный этап будет включать в себя:
• осмотр картины или иллюстрации;
• ответы на вопросы педагогов по ее содержанию.
Описывать можно как картинке, так и отдельные игрушки или предметы.
В среднем дошкольном возрасте развитие связной речи переходит на принципиально новый уровень по сравнению с уровнем младших дошкольников, поэтому с такими детьми уже можно практиковать навыки рассказа по картинке. Схема работы в этом случае будет следующей:
• Подготовительный этап для выхода на нужный эмоциональный настрой (с привлечением игрушек, песнями и стихами).
• Неспешное знакомство с картинкой.
• Ответы на вопросы по содержанию картинки.
• Пример рассказа педагога.
• Детский рассказ о картине.
Дошкольников старшего возраста можно обучать составлению рассказа по картинке согласно нижеописанной схеме:
• Подготовка к восприятию сюжета картинки.
• Углубленное рассмотрение картинки с ответами на наводящие вопросы педагога.
• Совместное с педагогом составление плана.
• Рассказ дошкольника, у которого наиболее развита связная речь, в качестве примера.
• Рассказы остальных детей.
• Оценка рассказов детьми и педагогом.
В группе по подготовке к школе у детей практически не возникает проблем с пересказом по картине. В ходе занятий особое внимание уделяется лексико-грамматическим упражнениям с целью подбора сравнений, определений, подходящих словосочетаний, антонимов, синонимов и пр. Детей в этом возрасте нужно учить придумывать предложения на заданную тему, меняя интонации во время их произношения.