Лучший педагог года

Работа над развитием связной речи у дошкольников

Чугаева Дарья
Работа над развитием связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы развития связной речи

В начале второго года в лексиконе детей начинают появляться первые слова со смыслом, которые они используют для выражения потребностей. И лишь через полгода ребенок пробует применять слова, обозначая ими предметы. К концу второго года в речи малыша слова приобретают правильную грамматическую форму. После двух лет развитие связной речи проходит в ускоренном темпе. В три года дети практикуют простую форму диалога, отвечая на вопросы. Детей 4 лет можно учить пересказывать, а также придумывать небольшие рассказы, используя картины, игрушки, явления. У дошкольника к этому времени уже достаточно богатый словарный запас, тем не менее, большая часть из них, придумывая рассказы, стараются скопировать манеру изложения взрослого человека.

Публикация «Работа над развитием связной речи у дошкольников» размещена в разделах

К окончанию дошкольного возраста, то есть к 6 годам, дети воспроизводят монолог достаточно грамотно и уверенно. Они пересказывают, составляют разного типа рассказы на заданную тему, при этом по-прежнему нуждаются в поддержке – по большей мере из-за неумения проявлять эмоции при описании явлений или отдельных предметов.

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог должен:

• привить навыки слушания и понимания речи;

• научить говорить в обществе других людей, слушать и понимать то, что говорят в их присутствии;

• научить выполнять просьбы по устному алгоритму (найти что-то на картинке и описать, принести что-то и рассказать об этом и пр.);

• научить давать развернутые ответы на вопросы;

• научить повторять песенки и слова героев из сказки, декламировать вместе с воспитателем стихи.

Обучение детей младшего дошкольного возраста пересказу

На четвертом году жизни педагоги должны уделять внимание чтению малышам знакомых с детства сказок, сюжет которых построен на повторении действий главных героев. Примером таких сказок являются «Теремок», «Рукавичка», «Колобок» и пр. Дети в этом возрасте способны запоминать хронологию действий героев после многократного ее повторения. Дополнительно можно использовать кукол для инсценировки действий героев сказки.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо переходить к решению более сложных задач, чем в случае с младшими дошкольниками. Педагог должен обучить детей:

• понимать и запоминать не только знакомый, но и принципиально новый текст; воспроизводить близко к тексту диалоги героев рассказа;

• пересказывать, не меняя последовательности;

• слушать и вникать в пересказы сверстников, подмечая неточности.

Детей старшего дошкольного возраста пересказу, который ускорит развитие связной речи, можно обучать согласно следующей методике.

1. Начинать занятие со вступления, которое позволит настроиться на восприятие рассказа, стихов или сказки.

2. Воспитатель зачитывает произведение, не упоминая о необходимости его запоминания, чтобы дети получили возможность целостного его восприятия.

3. Проводится беседа по содержанию текста с наводящими вопросами педагога, направленными на понимание детьми сюжета, хронологии событий, характеров героев и отношения к ним. Обязательно должны быть вопросы об описании того или иного события автором, о словах, с помощью которых он это делает, вопросы поисковой направленности, а также проблемного характера, начинающиеся словами «Как?», «Почему?», и так далее. Дошкольник должен пытаться отвечать развернуто, применяя сложноподчиненные предложения.

4. Разрабатывается план пересказа.

5. Произведение повторно перечитывается.

6. Пересказ.

7. Дети вместе с педагогом оценивают пересказы друг друга.

Младших дошкольников обучают составлению текста по картинке только на подготовительном этапе, так как в возрасте трех лет развитие связной речи малышей пока оставляет желать лучшего. Подготовительный этап будет включать в себя:

• осмотр картины или иллюстрации;

• ответы на вопросы педагогов по ее содержанию.

Описывать можно как картинке, так и отдельные игрушки или предметы.

В среднем дошкольном возрасте развитие связной речи переходит на принципиально новый уровень по сравнению с уровнем младших дошкольников, поэтому с такими детьми уже можно практиковать навыки рассказа по картинке. Схема работы в этом случае будет следующей:

• Подготовительный этап для выхода на нужный эмоциональный настрой (с привлечением игрушек, песнями и стихами).

• Неспешное знакомство с картинкой.

• Ответы на вопросы по содержанию картинки.

• Пример рассказа педагога.

• Детский рассказ о картине.

Дошкольников старшего возраста можно обучать составлению рассказа по картинке согласно нижеописанной схеме:

• Подготовка к восприятию сюжета картинки.

• Углубленное рассмотрение картинки с ответами на наводящие вопросы педагога.

• Совместное с педагогом составление плана.

• Рассказ дошкольника, у которого наиболее развита связная речь, в качестве примера.

• Рассказы остальных детей.

• Оценка рассказов детьми и педагогом.

В группе по подготовке к школе у детей практически не возникает проблем с пересказом по картине. В ходе занятий особое внимание уделяется лексико-грамматическим упражнениям с целью подбора сравнений, определений, подходящих словосочетаний, антонимов, синонимов и пр. Детей в этом возрасте нужно учить придумывать предложения на заданную тему, меняя интонации во время их произношения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди картинку» с развитием мелкой моторики и сенсорным развитиемДидактическая игра «Найди картинку» с развитием мелкой моторики и сенсорным развитием Дидактическое пособие для логопедов и воспитателей: «Найди картинку». Цель: развитие мелкой моторики у ребенка параллельно с автоматизацией,.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над развитием связной речи у дошкольников
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 19:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа над развитием связной речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Чугаева Дарья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД