Елена Мокроусова
Рабочая программа для младшей группы. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа для младшей группы. Часть 4
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по 5-ти образовательным областям.
Основная образовательная программа определяет организацию воспитательно-образовательного процесса. Она обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка - физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое - во взаимосвязи.
Публикация «Рабочая программа для младшей группы, Часть 4» размещена в разделах
Программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей, а не только их образование, с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.
Образовательные области:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
2.1.1. Образовательная область. «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание образовательной работы по социально - коммуникативному развитию направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Особое место в социально - коммуникативном развитии занимает игровая деятельность.
Содержание образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений (коммуникацию) через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Развитие игровой деятельности.
Задачи:
• Развивать у детей интерес к окружающей жизни предметам быта, а так же желание использовать игрушки, играть с ними. Развивать у детей стремление играть рядом и совместно с товарищами в игровом уголке, способствовать формированию у детей умений общаться друг с другом в игре.
• Знакомить детей с внешними и функциональными свойствами игрушки, применять правильно игрушку в игре.
Сюжетно-ролевая игра.
• Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. По мотивам литературных произведений (потешек, сказок, песенок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
• Развивать у детей умение: выбирать роль, выбирать в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами (мама – дочка, врач – больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
• Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
• Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
• Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек.
• Накапливать опыт использования в играх строительного материала, простейших деревянных и пластмассовых конструкторов, природного материала (песок, снег, вода) и разнообразно действовать с ними.
К концу года дети могут:
• Проявлять эмоции в игровом взаимодействии со взрослыми.
• Отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.
• Принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре; называть себя именем героя.
• Использовать в игре замещение недостающего предмета; подбирать игровой материал.
• Проявлять интерес к игрушкам, к играющим рядом сверстникам.
• Вступать в беседу о театре
Театрализованная игра.
• Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Развивать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
• Увлекать детей образным преподнесением художественного материала, попутно вовлекая их в процесс драматизации при помощи различных форм обыгрывания (обыгрывание в лицах – по ходу рассказывания воспитателем сказки; фрагментарного обыгрывания после знакомства со всем произведением целиком).
• Способствовать формированию у детей навыка имитации характерных действий персонажей (птички летают, козленок скачек, умению передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).
• Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.
• Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички) и атрибутами как внешними символами роли.
• Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и своими сверстниками, обустраивая место для выступления.
К концу года дети могут:
• Следить за действиями героев кукольного театра, за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.
• Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знакомых песенок и сказок; имитировать движения, интонацию, мимику изображаемых героев.
• Имитировать повадки животных и птиц.
• Активно действовать с игрушками-персонажами, говорить от их имени.
• Создавать для игры элементы предметно-пространственной среды по предложению взрослого.
Дидактическая игра.
В совместных дидактических играх развивать способность детей выполнять правила. Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета.
Учить собирать картинку из4–6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.). В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
К концу года дети могут:
• Проявлять интерес к игре.
• Принимать игровую задачу
• Придерживаться игровых правил.
• Использовать в самостоятельной игре дидактические материалы.
• Сохранять интерес к процессу игры; осознавать результат игры.
• Реагировать на оценку своих действий со стороны взрослого.
• Взаимодействовать со сверстниками в коллективной игре.
Формирование гендерной, гражданской, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Образ Я. Продолжать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса в связи с началом посещения детского сада.
Постепенно формировать образ Я :мальчик или девочка, какого цвета глаза, что любит; каким был в группе раннего возраста (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки); какие изменения произошли сейчас (умеет правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать, говорить «вежливые слова».
Формировать начальные представления о человеке и его гендерных особенностях (мальчики – смелые, сильные; девочки - нежные, ласковые).
Семья. Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о друге. Закреплять умение называть их имена
Детский сад. Различать, узнавать, называть детей и взрослых на картинках и в жизни. Показывать и называть их действия. Знать имена мальчиков и девочек. Напоминать имена и отчества некоторых работников детского сада. Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Стимулировать желание поддерживать порядок в группе, поддерживать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам. Развивать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Знакомить с традициями детского сада. Знакомить с правами (на игру, доброжелательные отношения, новые знания и др.) и обязанностями (самостоятельно есть, одеваться, убирать игрушки и др.) детей
Родная страна. Учить детей называть родной город. Знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров. Побуждать их рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благо- дарить за помощь).
2.1.2. Образовательная область. «Познавательное развитие»
Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
Формирование элементарных математических представлений.
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи- круглые, эти- все красные, эти- все большие и т. д. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы ; различать понятья много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке: понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами понятья много, один, по одному, ни одного. Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положила грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный- короткий, одинаковые (равные)по длине, широкий- узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий- низкий, одинаковые (равные)по высоте, большой- маленький, одинаковые (равные)по величине.
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху– внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток : день – ночь, утро – вечер.
К концу года дети могут:
1. Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.)
2. При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
3. Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
4. Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.
5. Видеть разницу в размерах двух предметов по длине (ширине, высоте, величине в целом); показывать (называть, какой из двух предметов длинный- короткий, широкий- узкий, высокий- низкий, большой- маленький или одинаковые.
6. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
7. Понимать смысл обозначений: вверху- внизу, впереди- сзади, слева- справа, на, над- под, верхняя- нижняя (полоска).
8. Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
Ознакомление с природой. Экологическое воспитание.
Задачи:
• Формировать у детей интерес к явлениям природы.
• Продолжать учить детей определять состояние природы (холодно, тепло, жарко, идёт дождь, дует ветер, знакомить с некоторыми характерными особенностями времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы).
• Формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края.
• Познакомить детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов).
• Формировать умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты.
• Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их передвижения и питания. Дать первоначальные представления о диких животных (живут в лесу).
• Учить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных (лиса -рыжая, у неё длинный, пушистый хвост).
• Расширять представления детей о том, что аквариумные рыбки живут в воде, плавают, едят корм.
• Учить узнавать по внешнему виду лягушку; рассказать, что лягушка прыгает, квакает.
• Показать таких насекомых, как бабочка, жук. Рассказать, что у них есть крылья и они летают.
• Продолжать знакомить с обитателями живого уголка природы, учить наблюдать за тем, как взрослые ухаживают за ними.
• Рассказывать детям о признаках живых и неживых объектов.
• Закреплять знания детей о свойствах воды и песка.
• Формировать элементарные нравственные представления о хороших и плохих поступках.
• Воспитывать бережное отношение к природе, учить обращать внимание на её красоту.
• Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.
Сезонные наблюдения:
Осень. Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды,) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли :бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.
Зима. Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы. Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах : катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна. Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
К концу года дети могут: знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте участка; принимать посильное участие в охране окружающей природы (без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать птиц, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.)
Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
Продолжать формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Обучение конструированию:
• Способствовать закреплению умения правильно называть цвет и размер деталей конструктора, зрительно отличать одну форму от другой.
• Формировать практический навык приема конструирования: размещать элементы по горизонтали (дорожка, накладывать друг на друга (башенка, ставить вертикально ровным рядом (забор)
• Развивать пространственное зрение при создании построек по образцу, закреплять понимание пространственных терминов (сверху - снизу, высокий - низкий, широкий – узкий)
• Способствовать формированию умения зрительно выделять и называть из каких частей, деталей, создана постройка, видеть их особенности.
• Способствовать развитию умения обыгрывать постройки.
• Познакомить детей с новой деталью – призмой
• Продолжать развивать у детей восприятие цвета и формы предметов.