Ирина Копылова
Рабочая программа второй младшей группы. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
второй младшей группы (от 3 до 4 лет)
Содержание
Пояснительная записка
• Принципы и подходы к формированию Программы
• Возрастные особенности детей второй младшей группы
Основная часть
• Организация жизни и воспитания детей
• Режим дня
• Базисный учебный план
• Сетка непосредственной образовательной деятельности
• Комплексно-тематическое планирование
• Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Публикация «Рабочая программа второй младшей группы, 1 часть» размещена в разделах
• Планируемые промежуточные результаты освоения Программы
• Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения Программы
• Работа с родителями
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Материалы по мониторингу детей 3-4 лет
• Диагностические карты результатов развития детей
• Диагностические задания
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. План работы с родителями на 2013-2014 учебный год
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Комплексно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г. Красноармейска», в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса второй младшей группы № 6 МБДОУ «Детский сад № 14 г. Красноармейска». Учебно-образовательный процесс строится на основе сочетания основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2015 г., ряда парциальных программ («Основы здорового образа жизни» под ред. Н. П. Смирновой – Саратов, 2015; И. А. Лыкова «Цветные ладошки», - «Сфера», М., 2016) и педагогических технологий.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В ней комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 3 до 4 лет.
Программа :
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической приме-нимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения об-разовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в сов-местной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации программы.
Возрастные особенности детей
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за-помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе-направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Организация жизни и воспитания детей
• пятидневная рабочая неделя;
• длительность работы МБОУ - 10,5 часов;
• ежедневный график работы - с 07.30 до 18.00 часов
• выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов.
Продолжительность НОД во 2-й младшей группе – 15 минут.
Компоненты и содержание режима пребывания
для детей от 3 до 4 лет Регламент Примерное распределение времени в день
Содержание образования 1. Регламентированная деятельность (НОД и другие специально организованные формы работы, в т. ч. : Ежедневно/кол-во в неделю/месяц 60 мин. ,
в т. ч.
· НОД
Ежедневно, до 220 мин. в неделю, до880 мин. в месяц до 40 мин. в день
· утренняя гимнастика ежедневно 6 минут
· развлечения, праздник 1 раз в неделю 15-20 минут
Примечание
Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Допускается модификация распределения времени
Содержание образования 2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы, в т. ч. : ежедневно не менее 4 часов в т. ч. :
· игра ежедневно не менее 85 мин.
· двигательная деятельность ежедневно не менее 50 мин.
· предметно-практическая, обследовательская деятельность ежедневно не менее 40 мин.
чтение книг, рассказывание, познавательное общение ежедневно не менее 30 мин.
· воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов ежедневно не менее 30 мин.
· психолого-педагогическое сопровождение ежедневно не менее 10 мин.
Примечание
Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Допускается модификация распределения времени
Содержание присмотра и ухода 3. Организация режимных процессов,
в т. ч. : ежедневно 6 часов
45 минут
сон ежедневно 130 минут
прогулка 2 раза в день 160 минут
·гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет) ежедневно 25 минут
закаливающие и другие оздоровительные процедуры ежедневно 30 минут
прием пищи (завтрак, обед, полдник) ежедневно 60 минут
4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т. ч. :
в гигиенических процедурах
в одевании, раздевании
в приеме пищи ежедневно в течение дня
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, НОД, режимных процессов) ежедневно в течение дня
6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка) ежедневно 15 мин.
Режим дня второй младшей группы
на холодный период
Приём, осмотр, игры. Утренняя гимнастика. Дежурство
7.30-8.15
Подготовка к завтраку. Завтрак 8.15-8.45
Игра, самостоятельная деятельность детей 8.45-9.00
Организованная образовательная деятельность 9.00-9.55
Подготовка к прогулке, прогулка 9.55-11.20
Возвращение с прогулки.
Подготовка к обеду, обед 11.20-12.10
Подготовка ко сну, дневной сон. 12.10-15.00
Постепенный подъем, закаливающие процедуры. Полдник. 15.00-15.35
Игры, труд, самостоятельная деятельность детей 15.35-16.05
Чтение художественной литературы 16.05-16.20
Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой 16.20-18.00
Режим дня второй младшей группы
на летний период
Приём, осмотр, игры. Утренняя гимнастика. Дежурство 7.30-8.15
Подготовка к завтраку. Завтрак 8.15-8.45
Игра, самостоятельная деятельность детей 8.45-9.00
Организованная образовательная деятельность
9.00-9.15
Подготовка к прогулке, прогулка 9.15-11.20
Возвращение с прогулки.
Подготовка к обеду, обед 11.20-12.10
Подготовка ко сну, дневной сон. 12.10-15.00
Постепенный подъем, закаливающие процедуры. Полдник.
15.00-15.35
Игры, труд, самостоятельная деятельность детей 15.35-16.05
Чтение художественной литературы 16.05-16.20
Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой 16.20-18.00
Базисный учебный план
второй младшей группы
Инвариантная часть
Основные направления развития детей Образовательная область Содержание образовательная область Длительность НОД (мин) 15
Количество НОД в неделю 10
Количество НОД в нед/год нед/год
Физическое развитие
Физическая культура 2/66
Познавательно-речевое
Познание
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность, ФЭМП, формирование целостной картины мира 2/66
Коммуникация
Развитие речи 1,5/49,5
Чтение детям художественной литературы 0,5/16,5
Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество
Рисование 1/33
Лепка 0,5/16,5
Аппликация 0,5/16,5
Музыка 2/66
Учебный план состоит из двух частей :
1. инвариантной (базовой);
2. вариативной (дополнительной).
В инвариантной части учебного плана реализовывается Федеральный компонент, который обеспечивает достижение необходимого усвоения программы дошкольного воспитания и обучения детей. Инвариантная часть реализуется через обязательные НОД, отводимые на усвоение основной программы : для детей 2 младшей группы – 10 НОД (150 мин) в неделю.
В вариативную часть включены детские объединения по интересам, занятия в кружках или секциях: 2 младшая группа : 1 НОД (15 минут) в неделю.
Сетка
непосредственной образовательной деятельности
Дни недели Образовательная область, время
поне-дельник 1. Познание (формирование целостной картины мира)
09.00-09.15
2. Физическая культура 09.25-9.40
вторник 1 Музыка 09.00-9.15
2. Познание (ФЭМП) 09.25-09.40
среда 1. Физическая культура 09.00-09.15
2. Коммуникация 09.25-09.40
четверг 1. Художественное творчество. Лепка/аппликация
09.00-09.15
2. Коммуникация. Чтение художественной литературы
09.25-09.40
пятница 1 Музыка 09.00-09.15
2. Художестненное творчество (рисование) 09.25-09.40
Комплексно-тематическое планирование
Тема Развернутое содержание работы Период Итоговые мероприятия
До свидания, лето, здравствуй, детский сад! Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, дворник, предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). 26 августа — 6 сентября Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети в подготовке не участвуют, но принимают активное участие в развлечении (а подвижных играх, викторинах).
Осень Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада, о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах, Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой.
Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. 9-27 сентября Праздник «Осень".
Выставка детского творчества.
Мой дом, мой город Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами,
Знакомить с родным городом (поселком, его названием, основными достопримечательностям и. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарны ми правилами дорожного движения. Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). 30.09-18октября
Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения.
Я и моя семья Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни.
Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления, Формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. 21октября — 1 ноября Открытый день здоровья.
Спортивное развлечение.
Мониторинг 4-15 ноября Заполнение персональных карт развития детей.
Эти удивитель-ные животные Формировать первичные представления детей об окружающем мире. Расширять знания о животных и птицах, месте их жительства (домашние-дикие). Формировать представления о детенышах животных. Экологическое воспитание. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. 18-29 ноября Выставка детских работ
Развлечение «В гостях у бабушки Варварушки»
Новогодний праздник Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. 2 - 31декабря Новогодний утренник.
Зима Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта, Формировать представления о безопасном поведении зимой, Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.
Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Формировать первичные представления о местах, где всегда зима. 14-31января Праздник «Зима»
Выставка детского творчества.
Я вырасту здоровым
Расширять представления о здоровье и ЗОЖ. Воспитывать стремление вести ЗОЖ. Формировать положительную самооценку. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. 3 -14 февраля Неделя здоровья
День Защитника Отечества Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). 17-20 февраля Тематическое занятие посвященное Дню защитников Отечества.
Фотогалерея «Вот такие наши папы!»
8 марта Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. 24 февраля — 7 марта Праздник «8 Марта». Выставка детского творчества.
Человек и мир вещей Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении. Дать первичные представления о свойствах материалов. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать элементарные математические представления. 11-21 марта Оформление уголка «Ряженья»
Весна Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношения к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц).
Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело — появилась травка и т. д.). 24марта-11 апреля Праздник «Весна».
Выставка детского творчества.
Народная культура и традиции Расширять представления о народ ной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. 14-30 апреля Театрализованное представление «Бабушка-Загадушка». Выставка детского творчества.
Мониторинг 5 – 16 мая Заполнение персональных карт развития детей
Лето Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (се зонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).
Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. 19-30 мая Праздник «Лето»
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме 1 июня — 20 августа
Содержание психолого-педагогической работы
Направление «Физическое развитие»
Образовательная область «Здоровье»
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
Задачи сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.
Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).
Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регу-лярное проветривание.
Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать их пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня.
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать форми-ровать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом,
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические уп-ражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здо-ровью других детей.
Формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать си-туаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.