Галина Чернова
Конспект игры «Путешествие в прошлое утюга»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в прошлое утюга»
Цель: Обогатить представления детей о многообразии утюгов, познакомить с историей создания утюга, развивать познавательную активность.
Материалы: картинки с изображением утюгов разных видов, игра «Дорисуй, чего не хватает»
Ход игры:
- Ребята, я для вас приготовила загадку. Послушайте и попробуйте отгадать: «В полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывет пароход:
То назад, то вперед.
Темочки:
- История предметов, путешествие в прошлое
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Игры, дидактические пособия
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать».
- О чем говорится в загадке? (об утюге)
- Ребята, я хочу пригласить вас на выставку, на которой представлены утюги.
- Давайте их внимательно рассмотрим.
- Какие утюги вы видите? (разные)
- Действительно, утюги разные. Какие они? (сделанные из разных материалов, электрические и не электрические).
- Какими из этих утюгов мы пользуемся сейчас с вами? (показ)
-Дети, а вы знаете, как появились первые утюги? (нет)
- А хотели бы узнать? (да)
- Для того чтобы узнать об истории появления утюгов, нам нужно отправиться в путешествие. И путешествовать мы будем во времени.
- На чем бы вы хотели отправиться в прошлое? (ответы)
- Тогда в путь!
Звучит аудиозапись.
— Сейчас я расскажу вам историю. Послушайте: «Когда то давным-давно, когда не было ваших родителей и даже ваших дедушек и бабушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали, тщательно встряхивали, расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху плоским камнем и оставляли на некоторое время».
— Как вы думаете, хорошо ли разглаживалась одежда под тяжелым камнем? (нет)
«Прошло немного времени и люди стали пользоваться скалкой, на которую наматывали мятое белье. Толстой плашкой с зарубками и рукоятью передвигали вперед-назад по намотанной на скалку вещи. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. Такое гладильное
Приложение № 3
приспособление называлось «рубель». Мастера – резчики украшали рубели причудливыми узорами».
- Хорошо ли разглаживалось белье таким способом? (нет)
- Ребята, я с вами согласна. Таким гладильным орудием нельзя было хорошо разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать – уставали руки.
«А время шло вперед и люди заметили, что одежду хорошо разглаживает тяжелый предмет, к тому же горячий. Тогда и появился первый цельнолитой утюг из чугуна. (показ утюга) Такой утюг разогревали на открытом огне, и он был очень тяжелым. Такое глажение так же доставляло неудобства. Люди значительно усовершенствовали цельнолитые утюги. И придумали угольный утюг. (показ утюга) Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угли. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Утюгом необходимо было непрерывно размахивать».
- Как вы думаете, удобно было пользоваться угольным утюгом? (нет)
- Почему? (нужны были постоянно горячие угли, углями можно было обжечься, угли могли упасть на одежду)
«Изготавливали такие утюги вручную, при литье их украшали орнаментом, и стоили они очень дорого. Наличие утюга в доме считалось признаком достатка и благополучия. Иногда утюг выставляли на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения, и он с гордостью демонстрировался гостям».
«Но время стремительно летело вперед. Человек стремился как-то облегчить свой труд и придумал много вещей, которые помогали ему. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагреть электрическим током. Это были простейшие электрические утюги. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор, которым можно контролировать температуру нагревания. А сейчас современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Такие утюги называют паровые».
-Интересная история? (ответы)
- Вы внимательно меня слушали, и я предлагаю вам, немного отдохнуть и вернуться в настоящее время.
Физкультминутка.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево (вращение головой).
А теперь руками крутим
-И для них разминка будет (вращение прямых рук).
Тянем наши руки к небу
Приложение № 3
В стороны разводим (руки вверх – в стороны).
Повороты вправо - влево, Плавно производим (повороты туловища).
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол (наклоны).
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминки.
- Теперь вы знаете историю из прошлого утюга. И я хочу вам предложить поработать с волшебным экраном.
Какой предмет мы рассматриваем? (утюг). Для чего нам нужен утюг? (гладить)
Ребята назовите, какие части есть у утюга? Для чего нужна каждая часть? (корпус, ручка, шнур, вилка, подошва, кнопочки, регулятор температуры)
Скажите, пожалуйста, где мы можем увидеть этот предмет? Для чего он там? (магазин -купить, дом — для глажки белья, музей – посмотреть)
Чем раньше люди пользовались, чтобы погладить белье? (камнем, круглой палкой, рубелем)
Из скольких частей состоял рубель? (из 2). Назовите их? (круглая палочка с ручками, на которую наматывали белье и плоская палочка с зарубками, которой водили вперед-назад по намотанной вещи)
Где можно было увидеть такой предмет? (в домах, в мастерских)
-Как вы думаете, удобно было бы гладить таким гладильным приспособлением? (нет)
- Что придумали люди спустя много лет? (утюг)
- Что нужно, чтобы утюг работал и хорошо нагревался? (электричество)
- Значит, какой утюг? (электрический)
Игра «Хорошо-плохо».
- Скажите, чем хорош электрический утюг? (красивый, удобно гладить)
- Что в нем плохо? (может сломаться, без электричества не будет работать, тяжелый)
-Дети, кто знает, как нужно правильно обращаться с утюгом, чтобы не случилась беда?
-Вот, ребята, вы и узнали историю создания утюга. Как видите, прошло немало времени, для того, чтобы человек придумал такой электрический утюг, который помогает нам приводить одежду, вещи в опрятный и красивый вид.
— Для вас, ребята, я приготовила картинки с изображением утюгов, но с ними что – то произошло и некоторые части утюга исчезли. Посмотрите внимательно на картинки, найдите какой части не хватает, и дорисуйте ее.
Игра «Дорисуй, чего не хватает» (дети дорисовывают недостающие части)
-Наше игра подошло к концу.