Елена Злобина
«Путешествие в осенний лес». Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет с ОНР
Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
- закрепить знания детей по теме «Осень»;
- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, образовывать однокоренные слова, сложные слова (листопад, лесопилка, правильно употреблять простые предлоги в речи, составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»;
- закрепить знания детей об изученных буквах, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- учить выполнять глазодвигательную гимнастику.
Публикация «„Путешествие в осенний лес“, Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать зрительную память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение, мелкую моторику;
- воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи, инициативность.
Оборудование: мультимедийная система, презентация (слайды); костюм персонажа Старичка Лесовичка; зонт с ленточками; карта, красный маркер; «орехи» с занимательным изображением букв; листья с буквами (дубовые, кленовые, осиновые); следы животных (медвежьи, волчьи, мышиные); звукозапись голосов птиц, волшебной музыки; «кочки» (круглые модули); сундучок с монетками и пиктограммами законов леса.
Ход образовательной деятельности
Введение в игровую ситуацию.
Учитель-логопед. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, а куда - вы узнаете, если отгадаете загадку:
Город этот не простой, Он дремучий и густой. (Лес.)
Учитель-логопед. Чтобы попасть в лес, давайте возьмемся все вместе за ленточки «волшебного» зонта и скажем: Раз, два, три - повернись И в лесу очутись.
Звучит музыка, дети берутся за ленточки и проговаривают «волшебные» слова.
Учитель-логопед. Ну, вот мы с вами и в лесу. (Слайд «Осенний лес».) Ой, посмотрите, кто это? Да это же Старичок Лесовичок.
Появляется ребенок в костюме персонажа - Старичка Лесовичка. Он ходит под деревьями и что-то ищет.
Учитель-логопед. Здравствуй, Старичок Лесовичок! Т ы что-то потерял?
Старичок-Лесовичок. Я ищу клад. Мне подарили вот эту карту, на которой нарисовано, как его найти, но я что-то не могу разобраться. Может, вы мне поможете?
Игры и упражнения.
Игра «Найди дорожку».
Учитель-логопед. Конечно, поможем. Посмотрите, ребята, на карте нарисованы 3 дорожки. Нам нужно выбрать дорожку, которая подходит нам. Посмотрите на ключ. Давайте его прочитаем: АОУИЭЫ. Мимо каких букв должна проходить наша дорожка?
Дети показывают дорогу в соответствии с ключом и проводят линию на карте маркером.
Игра «В осеннем лесу».
Учитель-логопед. Отправляемся в путь. Пройдем по узкой дорожке, под поваленным деревом, перепрыгнем через ручеек.
-Посмотрите: в какой лес мы с вами попали? (В осенний.) Почему вы так решили?
Дети называют приметы осени.
Игра «Отгадай загадку».
Учитель-логопед. Продолжаем наше путешествие.
По тропинке мы идем,
Будет трудно - не свернем.
- В лесу живет много диких животных. Отгадайте, кто спрятался за деревом:
• Большой, рогатый, быстрый. (Слайд «Олень».)
• Пушистая, маленькая, рыжая. (Слайд «Белка».)
• Неуклюжий, крупный, косолапый. (Слайд «Медведь».)
- Ой, ребята, пока мы здесь стояли, белка унесла нашу карту. Чтобы ее вернуть, нужно собрать орехи. А для этого надо узнать, какие буквы спрятались в рисунках.
Дети берут «орех» (из картона) с занимательным изображением букв, отгадывают, какая буква спряталась в рисунке, называют ее и кладут в корзинку белки.
Игра «Чьи следы?». (Слайд «Следы зверей».)
Учитель-логопед. Старичок Лесовичок, посмотри, белка убежала, а за ней побежали какие-то звери. Вот их следы. Посмотрите, чьи это следы? (Это медвежьи следы, это волчьи следы, это мышиные следы.) Давайте пройдем по этим следам. Мальчики должны пройти по медвежьим следам, девочки - по волчьим следам, а на мышиные следы никто не должен наступать.
Игра «Найди дерево».
Учитель-логопед. Ребята, посмотрите, в нашем осеннем лесу много разных деревьев. (Слайд «Деревья».) (На экране изображения 9 деревьев в 9 клетках таблицы. Картинки появляются по мере называния детьми.)
Назовите, какие деревья растут на нашем пути. Найдите глазами березу. Поднимите глаза на одну клетку вверх, на 2 клетки влево, на одну клетку вниз и т. д. Какое дерево встретилось на нашем пути?
Дети по инструкции находят нужную картинку и называют ее. Задание выполняется 3 раза.
Игра «Листопад».
Педагог-психолог. Что происходит осенью с лиственными деревьями? (У листьев меняется цвет, они опадают). Давайте посмотрим, с каких деревьев упали листья.
Дети берут листья и проговаривают, какой они взяли лист: «У меня кленовый лист».
-Листья осенью опадают с деревьев. (Слайд «Листопад».) Как называется это явление? (Листопад.)
- Давайте покажем листопад: помашите листьями только те, у кого красные листья, желтые листья, коричневые листья, красные и желтые, коричневые и красные.
Игра «Слова-родственники».
Учитель-логопед. Продолжим наш путь дальше.
По тропинке мы идем, будет трудно - не свернем.
- Старичок Лесовичок, а ты знаешь, от какого слова произошло твое имя? А ребята знают. (От слова ЛЕС.) Ребята, со словом «лес» дружит много разных слов. Давайте вспомним слова- родственники к слову «лес» :
• Зверь (какой) - (лесной).
• Человек, который следит за порядком в лесу - (лесник).
• Место, где распиливают лес - (лесопилка).
Игра «Законы леса».
Учитель-логопед. Ну, вот мы и дошли до камня, под которым находится клад. Давайте все вместе дотронемся до «волшебного» камня и перевернем его (под камнем находится сундучок). Старичок Лесовичок, вот и клад, который ты так хотел найти. Давайте посмотрим, что же в сундучке («золотые» монетки, пиктограммы со сломанной веткой, мусором, гнездом, ежиком, птенцами, костром).
Учитель-логопед. А в сундучке спрятаны законы леса. (Слайд «Лес».) Чтобы лес в любое время года встречал всегда нас доброжелательно, нужно соблюдать его законы. Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Показывает пиктограмму, а дети называют, что она обозначает, используя сложноподчиненные предложения.)
• Нельзя ломать ветки деревьев, потому что.
• Нельзя бросать мусор, потому что.
• Нельзя разорять птичьи гнезда, потому что.
• Нельзя ловить животных, потому что.
• Нельзя разжигать костер в лесу, потому что.
Старичок Лесовичок. Молодцы, ребята! Вы так много знаете. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы помогли мне найти клад, и на память о нашем путешествии подарить вот эти «золотые» монетки.
Выход из игровой ситуации.
Учитель-логопед. На этом наше путешествие заканчивается. Чтобы нам вернуться, давайте возьмемся за ленты «волшебного» зонта и скажем «волшебные» слова:
Раз, два, три, повернись И в детском саду очутись.
Итог занятия. (Слайд «Солнышко».)
Учитель-логопед. Помогли мы Лесовичку?
- Какие знания помогли вам найти клад? (Знание букв, цвета, названий деревьев, законов леса, умение составлять слова из букв, придумывать слова-родственники, отгадывать загадки, находить 4-й лишний предмет, различать голоса птиц, следы зверей, умение быть дружными, внимательными.)