Дущенко Наталия
Конспект занятия «Путешествие в бумажную страну» с детьми ОВЗ младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Путешествие в бумажную страну" с детьми ОВЗ младшего школьного возраста
Цель: Научить детей исследовать свойства разных видов бумаги.
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
2. Познакомить детей с историей возникновения бумаги;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в бумажную страну“ с детьми ОВЗ младшего школьного возраста» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Поделки из бумаги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
3. Развивать исследовательские действия, внимание, память, мышление.
4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
5. Воспитывать уважение и любовь к природным ресурсам нашей страны.
Необходимый материал и приспособления:
- Карточки для записи исследований, шариковые ручки.
- Пробирка с водой, пластиковые шприцы (без иголок) спички, ножницы, салфетки для рук тканевые, простые карандаши, копировальные листы бумаги, альбомные листы, переводные картинки.
- Пробники: прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов:
- Предметы, изготовленные из бумаги : карандаши, коробочки, канцелярская продукция, одноразовая посуда, пакеты т. д.
Техника безопасности:
1. Осторожно с огнем (только со взрослыми).
2. Аккуратно с ножницами.
Предварительная работа: рассматривание предметов, сделанных из бумаги. Просмотр презентации «История возникновения бумаги».
Ход занятия:
Загадка:
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами! (Бумага).
- Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
- Тогда смелее в путь. На столе у вас лежат образцы разных видов бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
- Важнейшими показателями бумаги являются :
масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др.
- Виды бумаги :
Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
Отделочный материал (обои)
Поделочный материал (оригами, папье-маше)
Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)
Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)
Для производства денег
Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, наждачная бумага).
- Вся бумага одинаковая? (Нет).
- Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не закончатся.
- Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).
- Из чего делают бумагу? (Ответы детей).
- Давай с вами вспомним. На прошлом занятии мы просмотрели презентацию «История возникновения бумаги». В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой.
- В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой. Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов.
- На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец.
- А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев.
- Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома? (Дети перечисляют бумажные предметы).
- Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (Нет, не может).
- Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).
- Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
- Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают не шелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.
- Какие свойства бумаги вы знаете? (Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит).
- Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось (Бумага скрутилась).
- Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
- Сейчас мы с вами проведем исследовательскую работу по уточнению и расширению знаний о видах и свойствах бумаги. И заполним исследовательскую табличку.
Рассмотрим свойства бумаги.
Гладкость.
На примере разных листов писчей, газетной, оберточной бумаги можно увидеть, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид - шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная. Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги. Мы можем применить при выполнении аппликации, декоративно- прикладном искусстве. (Отметить в таблицах)
Прозрачность бумаги.
Прозрачность бумаги характеризует степень однородности ее структуры. В результате опыта я взяла два листа бумаги : плотный и тонкий, наложила на картинку и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а второй нет. Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость. Используется в технологическом производстве, медицине. Можно применить в декоративно- прикладном искусстве. (Отметить в таблицах)
Пористость.
Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. На лист бумаги мы капнули краски, она впиталась. Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости. Можно применить в изодеятельности. (Отметить в таблицах)
Растяжимость.
Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует
способность бумаги растягиваться. Берем лист мягкой бумаги (салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона, для производства штампованных изделий. Можно применить в аппликации и декоративно- прикладном искусстве. (бумажные стаканы). (Отметить в таблицах)
Мягкость.
Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек, бумага легко поддается. Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности. Можно применить в аппликации и декоративно-прикладном искусстве. (Отметить в таблицах)
Влагопрочность.
Влагопрочность или прочность во влажном состоянии, — еще один важный параметр большинства бумаг. Теперь бумагу опускаем в воду и слегка придавливаем, заметно, бумага намокает, но форму при этом не теряет. Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения. Можно применить в аппликации. (Отметить в таблицах)
Горение.
Как вы знаете бумага хорошо горит. От сгораемой бумаги остается пепел, зола. Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения комнатных цветов, на приусадебном хозяйстве. Для нашей деятельности - это свойство не пригодится. Мы закрепим знания по технике безопасности. (Отметить в таблицах)
Вывод: Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и предназначение.
- Мы с вами исследовали кусочки разных видов, заполнили таблицу и теперь знаем для какой работы какая бумага подходит больше. И делаем вывод, что свойства и качество бумаги играет немаловажную роль в нашей жизни.
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту)
- Сегодня предлагаю вам выбрать вид бумаги для выполнения обрывной аппликации «Совенок».
И на следующем занятии мы выполним эту работу.
Спасибо за внимание!