Райля Набиуллина
Конспект занятия «Путешествие по стране Экология!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цели:
• учить различать объекты живой и неживой природы;
• дать представление о науке «Экология»; уточнять и расширять кругозор учащихся ; довести до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле;
• воспитывать стремление беречь и охранять природу
• проводить коррекционные виды работ: классификацию предметов живой и неживой природы, развитие мелкой моторики, воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия
Оборудование: глобус, цветные карандаши, альбомные листы, костюмы.
Ход путешествия
(Слайд №1)
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по стране Экология!“» размещена в разделах
I. Вступление. Что такое экология?
- Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране Экология.
Давайте узнаем, что такое экология.
Экология – это наука о доме, об окружающем нас мире. Она изучает жизнь растений, животных и человека, занимается сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему нас миру. (Слайд№2)
Посмотрите на доску. В этих вагончиках мы с вами будем путешествовать.
- Всё ли готово? Можем ли мы отправляться в путь?
- Где поезд делает остановки? (На станциях.)
По ходу занятия мы и узнаем эти станции.
- Можем отправляться в путь. А чтобы было веселей, поедем под музыку.
Слайд №3 (Звучит песня «Мы едем, едем, едем».)
1. Станция «Природная»
Воспитатель: Мы приехали на станцию (Слайд№4)«Природная». Что такое природа?
(Природа – это всё, что нас окружает, но не сделано руками человека. (Слайд №5)
- Давайте проведём игру «Природа – не природа».
- Я называю слова, а вы будете хлопать, если это слово относится к природе, и топать, если – не к природе: ромашка, компьютер, трава, телевизор, небо, школа, чайник, цветы, окно, стол, река, самолёт, медведь, ручка.
- А какая бывает природа? (Живая и неживая.)
- Что такое живая природа? (Это то, что растёт, дышит и размножается, т. е. производит себе подобных.)
- А что такое неживая природа? (Неживая природа не растёт, не дышит, не размножается, т. е. не производит себе подобных.) Слайд №6
Посмотрите на экран и назовите картинки живой и неживой природы.
(Слайд №7)
Живая (бабочка, цветок, собака, голубь)
(Слайд №8)
Неживая (солнце, вода, облака, камень, ветер)
Молодцы! Хорошо справились с заданиями на этой станции, едем дальше.
(Слайд№9) (Звучит песня «Голубой вагон».)
2. Станция «Солнечная»
- Поезд подходит к станции. Читаем название. Слайд №10 (Солнечная.)
- Ребята, а что такое Солнце? (Солнце – это ближайшая к Земле звезда.)Слайд №11
-А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли)
- Когда мы выходим в ясную погоду вечером на прогулку, что мы видим на небе? (Много маленьких звёздочек.)
- Правильно. Маленькие они потому, что они от нас очень далеко. А солнце – это такая же звезда, только находится она к нам, к нашей Земле на много ближе, чем другие звёзды.
- А какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
- Ребята, сможем ли мы жить без солнца? Почему? (Потому что оно даёт нам свет и тепло.)
- А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет?
- Давайте нарисуем солнце и на своем солнышке лицо
Слайд №12 (Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»)
-Покажите свои солнышки после того, как мы позовем:
Солнышко- ведрышко, выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись, красное, покажись!
-Сможем ли мы жить без солнца? Без солнца мы жить не сможем, потому что оно дает нам свет, тепло)
- А теперь немного отдохнём.
Слайд №13
(Физкультминутка.)
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Гладит грудку, гладит шейку,
Гладит носик, гладит лоб,
Гладит ушки, гладит ручки,
Загорают дети. Вот.
- Едем дальше.
3. Станция «Родниковая»
- Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Слайд №14 (журчание воды).
Послушайте, на какую станцию мы с вами приехали? Слайд №15 (Родниковая.)
Воспитатель: Посмотрите, на модель Земли – глобус.
- Какого цвета на нём больше? (Голубого.)
- Голубым цветом изображена вода. Много ли у нас воды? (Много.)
- Раз воды много, можно её не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
- Да, воды – то много. Но не всю воду могут пить люди, животные, растения. Для живой природы пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, солёная, её пить нельзя. Пресной же воды очень мало, поэтому её нужно беречь.
- Вода – очень интересное вещество. Она бывает в трё х состояниях: твёрдая, жидкая и газообразная, т. е. в виде пара. (Раздать кусочки льда.)
- Какой лёд? (Твёрдый.)
- Что происходит со льдом в тепле? (Он тает и превращается в воду.)
- А вода – это какое состояние? (Жидкое.)
- Что обычно наливают в чайник? И что потом делают? (Наливают воду и кипятят.)
- В этом чайнике вода и она кипела. Я открываю крышку, что вы видите? (Мы видим пар.)
- А что такое пар? Пар – это очень маленькие капельки воды. Пары воды – это газообразное её состояние.
- Кто же губит воду? (Человек.)
- Вода – очень нужный источник жизни и губит её человек. Люди загрязняют реки, озёра, моря, кидают в воду бутылки, старые ботинки, ветки и много всякого разного мусора. А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной воды и искупаться в чистой речке. Помните, ребята, воду надо беречь!
Едем дальше.
4. Слайд №16 Станция «Воздушная»
Воспитатель: Оболочка вокруг Земли, состоящая, из смеси газов, водяных паров, называется атмосферой. (Слайд №17) По сравнению она очень тонкая.
Значение атмосферы состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений и животных и людей. Каким газом мы дышим (кислородом) Откуда мы получаем кислород (кислородом нас снабжают растения)
Продолжаем наше путешествие.
Слайд №18 (Звучит песня «В мире много сказок».)
5. Станция «Сказочная»
- Мы приехали на станцию (Слайд № 19)«Сказочная». Посмотрите сказку «Кто важнее и нужнее?». (Дети инсценируют сказку.)
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее.
Ясно Солнышко сказало:
- Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.
Свежий Воздух возразил:
- Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
- Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:
- Зря вы спор завели. Жить вам придётся всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как всё в природе взаимосвязано и не может быть по отдельности.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
- Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода, Ветер.)
- Кто завёл спор? (Солнце, Воздух, Вода.)
- О чём они заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)
- Кто разрешил их спор? (Ветер.)
- Что он им сказал? (Что они все главные.)
- Почему же они все главные? (Они все необходимы живым существам.)
- Правильно, и солнце, и воздух, и вода одинаково нужны и растениям, и животным, и людям.
6. Станция «Бережливая»
Наше путешествие подходит к концу. Последняя станция (Слайд№ 20)«Бережливая». О чём она нам напоминает? О том, что мы должны беречь и охранять природу. К сожалению не все и не всегда берегут Землю. Посмотрите на картинки. Как человек губит и как должен беречь природу. Расскажите, что вы видите? (Дети рассказывают.)
(Слайд №21)
(Ответы детей, обсуждение слайдов.)
(Слайд №22)
Правила поведения на природе:
• убирайте за собой весь мусор.
• будьте осторожны с огнем.
• не рвите цветы.
• не пытайтесь близко подойти к дикому животному.
Воспитатель: Ребята, люди придумали прекрасный праздник – День Земли. Его отмечают каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли и не сделал ли чего-нибудь плохого, и что ещё полезного могу сделать?»
Воспитатель: Ребята, предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия- это будет итогом нашей работы сегодня. Получите шаблоны предметов: Земли, человека, кроны дуба, Солнца. Давайте составим эмблему «Берегите природу».
Что у нас главное? (Земля)
Кто является хозяином Земли? (Человек)
Что должен охранять и беречь человек? (Природу)
Вот такая эмблема у нас получилась.
Ребята, я вам желаю, чтобы вам всю вашу жизнь светило вот такое солнышко (на доске) доброе, нежное, тёплое, ласковое. На этом наше путешествие закончилось. Спасибо всем за внимание.