Евгения Кобыляцкая
Методическая разработка занятия «Путешествие по стране Математике»
▼ Скачать + Заказать документы
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: "равно", "больше", "меньше", "целое и часть", зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Тема: «Путешествие по стране Математике».
Цель: Обобщить математические представления детей подготовительной группы.
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать личностные качества у каждого ребё нка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.
Развивающие:
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
• Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Образовательные:
• Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание, с опорой на наглядность.
• Систематизировать знания о составе чисел второго десятка из двух меньших.
• Закреплять знания о геометрических фигурах, составлять из них изображение животных и конструкцию домика, закреплять знание сказок.
• Закреплять умения измерять длину с помощью условной мерки.
Методы и приёмы :
Словесный: вопросы, беседа, пояснения.
Игровой: дидактические игры «Назови лишнее слово», «Кто самый умный?»
Практический: решение задач и примеров, измерение меркой, моделирование конструкций.
Термины:
Валежник - сухое поваленное дерево.
Методические приемы :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: пальчиковые игры, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение, моделирование.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игра, показ.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка.
Ресурсы для проведения занятия
Игровое поле, фишка, кубик; картинки с изображением животных: ежа, зайца, лисы, мыши; карточки-цифры, карточки-знаки; карточки-шифровки с примерами; картинки с изображением морковок для демонстрации; геометрические фигуры; условные мерки, картинка с изображением норки и ходов.
Планируемые результаты:
• решает простые арифметические задачи, правильно определяет условие и вопрос задачи, умеет давать развёрнутый ответ на вопрос задачи;
• умеет измерять длину предметов с помощью условной мерки, знает название русских сказок и сказочных героев.
• различает геометрические фигуры и их особенности, по собственному замыслу самостоятельно составляет модели животных и постройку из геометрических фигур;
1 этап - организационный
- Здравствуйте ребята!
Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы весь наш день был добрым, чтобы настроение было хорошее. Давайте же скажем эти утренние волшебные слова друг другу.
- Ребята, мы с вами продолжаем путешествие по стране Знаний. Кто сегодня будет нам помогать, вы узнаете, поиграв в игру «Назови лишнее слово».
- Будьте очень внимательны! Кто быстрее из вас даст правильный ответ?
2 этап - основной
1. Игра «Назови лишнее слово»
Бабочка, еж, заяц, шмель
собака, тигр, лев, слон,
воробей, крот, ворона, синица.
- Вы догадались, кто наши герои? (дикие животные)
- А путешествовать мы будем по лесной цифровой тропинке. (Дети идут друг за другом.)
- Что же это здесь за зверь?
Угадайте поскорей!
Вы на руки посмотрите,
Лесного зверя назовите. (Дети узнают зверя по движениям рук педагога, и изображают сами).
2. Пальчиковое упражнение «Ежик» :
Вот иголки и булавки (сцепляем руки в открытый замок, пальчики оттопырены в стороны)
Выползают из-под лавки, (пальчики шагают по столу)
На меня они глядят, (складываем большой и указательный пальчики в колечки и подносим к глазам)
Молока они хотят (складываем ладошки лодочкой для молочка)
Педагог с детьми встречают на пути ёжика (игрушку).
- Ежик приготовил нам следующее задание.
- Мы должны узнать, какие лесные звери живут в этих домиках (Приложение 1).
А узнать это мы сможем только в том случае, если правильно посчитаем. Получив ответ, нужно вместо цифры подставить соответствующую ей букву и прочитать получившиеся слова
(Приложение 2).
А Л И С А Я З Ц
1 2 3 4 1 2 3 4
5 - 3= … 5 – 2=…
3 - 2=… 4 – 3= …
1 +3=… 1 + 1=…
2 +1=… 2 + 2=…
- Молодцы ребята! Вы справились с заданием ежика и узнали, что в домиках живут заяц и лиса, с которыми мы можем встретиться на лесной тропинке.
- Вспомните, героями, каких сказок являются лиса и заяц? (ответы детей)
- Итак, мы отправляемся дальше в путешествие по лесным тропинкам.
(Дети идут по тропинке, останавливаются у ёлочки).
- А сейчас вы должны узнать следующего героя по движениям моих рук.
3. Упражнение «Зайчик» :
(Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить.)
Дети узнают зверя по движениям рук педагога, и изображают сами.
На пеньке сидит зайчик.
4. Физ. минутка «Зайчик»
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.
5. Зайчик предлагает нам решить задачу:
Майский жук надел на ножки
Разноцветные сапожки.
Три зеленых плюс три красных –
Вместе смотрятся прекрасно!
Ты же сосчитай пока,
Сколько ножек у жука.
- Как называется эта часть задачи? (Условие – то, что мы знаем.)
- Какой вопрос в задаче?
- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько ножек у жука? (Сложить).
- Составьте решение с помощью цифр и знаков. (3+3=6)
- Какой ответ на вопрос задачи? (У жука 6 ножек.)
- Мы помогли зайке решить задачу и теперь можем отправляться в путешествие дальше.
- А чтобы узнать, кто следующий встретится на нашем пути нужно отгадать загадку.
- Готовы?
Она не собака, но лает
Хвостом длинным, рыжим виляет
Не кошка, но ловит мышей.
И в норке растит малышей.
В деревню в курятник за птицей.
Пойдёт тёмной ночью. (лисица)
- Правильно!
- Лиса предлагает нам поиграть в игру – соревнование «Кто самый умный?»
1. Сколько рогов у трёх коров? (6)
2. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (1+1=2)
3. По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур? (3)
4. Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет,
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (7-1=6)
5. Со двора десяток веток
Принесла коза для деток
Положила на пол их
Как делить их на двоих? ( 10: 2=5)
- Молодцы! Вы справились с заданием.
- Лиса благодарит вас за игру, а нам нужно отправляться дальше. Нас ждет ещё один герой чудесной страны математики.
- Ребята, вы не чего здесь не слышите? Кто-то здесь шуршит.
-Посмотрите на мои руки и вы догадаете кто это.
7. Упражнение «Мышка»
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному).
- Ребята, мышка просит помочь своему другу кроту. Крот прорыл в свою кладовую множество ходов, а вот самый короткий найти не может. Мы можем помочь кроту, измерив его ходы с помощью мерки (Приложение 3).
( Дети работают в парах: один измеряет, другой подсчитывает, сколько раз уложилась мерка.)
- Вы справились с заданием, и теперь крот сможет быстро добраться до своей кладовой.
- А мы отправляемся дальше.
8. Игра «Найди свой домик».
Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате (Приложение 4). По сигналу педагога все собираются у своего домика с изображением фигуры.
Затем игра усложняется с перемещением домика.
Детей должны видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар; тарелка, блюдце – обруч – круг; крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник; платок – квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.
- Молодцы! Вы и здесь справились с заданием.
9. Звучит фрагмент из музыкального произведения «Танец медведя и медвежат».
Дети узнают следующего героя сказки медведя, прослушав фрагмент из музыкального произведения (Медведь).
- К нам пришёл последний сказочный герой. Он просит вас помочь ему собрать из геометрических фигур домик для его друзей.
(Выполнение детьми постройки из геометрических фигур и составление изображения животных)
3 этап – подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?
- С какими сказочными героями, страны «Математики», мы встречались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?
- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.
- Сказочные герои благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).
- Мы прощаемся с героями, но не прощаемся со страной Знаний, по которой нам предстоит совершить еще много разных путешествий.
- До свидания!
Список использованных источников и литературы
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ : /методическое пособие /А. В. Белошистая. – М. : Айрис – пресс, 2005.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: / учебное пособие / А. В. Белошистая. – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
4. Макарова О. А. Планирование конспектов занятий по математике в подготовительной группе ДОУ / О. А. Макарова. - М. : изд. АРКТИ, 2008.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 1990.
6. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду. / А. Сорокина. / - М. : Просвещение, 2000.
7. Хамидулина Р. М. Математика Подготовка к школе. Сценарий занятий. / Р. М. Хамидулина. Изд. «Экзамен» 2007.