Наталья Коструб
Методическая разработка «Путешествие к истокам прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие к истокам прошлого»
(Слайд 1)
Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей малой Родины. Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми по патриотическому воспитанию. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, мы тем самым формируем глубокую привязанность к ней, чувство гордости.
Публикация «Методическая разработка „Путешествие к истокам прошлого“» размещена в разделах
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
(Слайд 2)
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
(Слайд 3)
Правовая основа по патриотическому воспитанию
•Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
•Конвенция о правах ребенка
•Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020г.
•Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
•Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
•Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
•Национальная доктрина образования в Российской Федерации
•Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»на 2013 -2020 гг.
•Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы»
•Конституция Российской Федерации
(Слайд 4)
Задачи музейной педагогики: эстетическое, духовное, патриотическое, нравственное воспитание
(Слайд 5)
Цель:
Познакомить детей:
с историей
традициями
культурой русского народа
Воспитывать:
историческое сознание
уважение к прошлому родной страны
(Слайд 6,7)
Задачи
формирование чувства любви к родной земле, патриотизма, гордости за своё Отечество, уважения к традициям своего народа и людям труда (народным умельцам)
развитие интереса к предметам прошлого и настоящего, осознание их культурной преемственности
приобщение детей к народной культуре, формирование представлений об особенностях русского быта и традиционного уклада жизни
формирование целостного восприятия народной культуры, представлений об облике русской деревни, родного города
обучение детей традиционным народным играм
знакомство с малыми формами фольклора, изделиями народных декоративно-художественных промыслов (дымка, хохлома, гжель и др., русскими календарно-обрядовыми праздниками
ознакомление с легендарными защитниками Родины
обогащение речи детей, расширение и активизирование их словаря
расширение репертуара известных детям музыкальных пьес и песен
(Слайд 8,9)
Мини-музеи
У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом : о своих праздниках и обычаях. В группах нашего детского сада созданы мини-музеи (сувениры, куклы, ложки, инструменты)
(Слайд 10)
В нашем детском саду организован музей народного быта «Русская изба». Наш музей- это маленькая комнатка. Мы с коллегами старались воссоздать русскую, крестьянскую избу.
(Слайд 11,12)
Старинные экспонаты музея мы собирали у дедушек и бабушек нашего города и района, что-то приносили родители и дети. С каждым годом их становится всё больше и больше, чему мы очень рады. Благодаря стараниям родителей собраны коллекции кукол и народных инструментов.
(Слайд 13)
Детишкам нравится проводить время в музее: рассматривать старинные предметы, наряжаться в народные костюмы, слушать рассказы о наших предках. На занятиях по фольклору дети знакомятся с народными бытом, обрядами, играми, праздниками, с традициями своего народа
(Слайд 14)
Дети любят собираться у самовара: попить чай с пирогами, баранками и петушками.
(Слайд 15)
Формы работы:
НОД
экскурсии
беседы
экспериментирование
развлечения, досуги
проектная деятельность
организация выставок
Методы и приемы :
наглядные
практические
словесные
игровые
исследовательские
встречи с интересными людьми
(Слайд 16)
Традицией нашего детского сада стало празднование Масленицы. А какая же Масленица без блинов!
(Слайд 17)
В апреле прошел конкурс чтецов «Россия- Родина моя», на котором дети читали стихи нашей известной землячки – поэтессы Раисы Деррикот. А в мае - Епархиальный конкурс чтецов духовной поэзии «Святые жены Руси». Девочки нашей группы заняли 3 место.
(Слайд 18)
Патриотическое воспитание дошкольников невозможно без тесного взаимодействия с их семьями. В настоящее время нередко приходится слышать, что большинство родителей заняты решением социально-бытовых проблем, поэтому мы постарались как можно больше привлечь их к своей работе. Для семей воспитанников часто проводятся мастер-классы. Родители и другие родственники детей приглашаются на экскурсии, открытые просмотры, досуги, для них организуются совместные чаепития.
(Слайд 19)
В нашем д/с стало хорошей традицией проведение ежегодной «Осенней ярмарки». На нее приглашаются родители воспитанников. Все с нетерпением ждут ярмарку, чтобы продать и прикупить что-либо для себя и своих родных, порой даже просто погулять и развлечься. Дети очень любят народные игры и хороводы.
(Слайд 20,21)
Итогом календарно-тематической недели по народно-прикладному творчеству стал фестиваль «Мозаика детства» (выставка поделок детей и родителей, выставка детского творчества)
(Слайд 22)
В работе в данном направлении - проектная деятельность
«Русский народный костюм»;
«Русские валенки»;
«Всем на свете нужен дом»;
«У каждого искусства свой язык»;
«Хлеб –всему голова»,
«От зёрнышка до каравая»
(Слайд 23)
К празднику Пасхи мы с детьми сделали подарки декупаж тарелочка «пасхальные узоры». Детишки дома с мамами и бабушками пекли куличи и красили яички разными способами. В группе угощали ребят и делились впечатлениями.
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками, но хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в обычаях, в танцах, играх, песнях, воспоминаниях - сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить свою Родину.
(Слайд 24)
Спасибо за внимание!